Избавившись от технических пут и отделавшись от прежней камерности, "Прометей" не то чтобы стартует на новые высоты -- нет, он скорее переносит прежнюю тематику в громкий, хаотичный и зрелищный жанр летнего блокбастера, где сюжет должен следовать ряду обязательных законов, и потому сценарий не обходится без огрехов.
Избавившись от технических пут и отделавшись от прежней камерности, «Прометей» /Prometheus/ (2012) не то чтобы стартует на новые высоты – нет, он скорее переносит прежнюю тематику в громкий, хаотичный и зрелищный жанр летнего блокбастера, где сюжет должен следовать ряду обязательных законов, и потому сценарий не обходится без огрехов.
На далекой-далекой планете в далекой-далекой галактике белый антропоморфный инопланетянин смотрит со скалы на улетающий корабль, а затем выпивает ядовитое снадобье…
2093 год. Земной исследовательский корабль выходит на орбиту далекой-далекой планеты. На его борту любопытный андроид с укладкой как у Лоуренса Аравийского выводит из анабиоза членов разношерстной команды. Среди них: неприятная корпоративная надсмотрщица (Шарлиз Терон); капитан – славный малый на расслабоне (Идрис Эльба); дружелюбный биолог; замкнутый геолог, а главное – пара археологов, которые являются непосредственными виновниками всего мероприятия. Несколькими годами ранее они отыскали в шотландской пещере очередное свидетельство того, что за тысячи лет до нашего времени человечество поклонялось неким инопланетным великанам. Помимо своих покровителей, древние также запечатлели на рисунках карту звездного неба. Именно по ней ученым удалось установить местоположение планеты, с какой небесные великаны пришли на землю. И именно к ней – на свидание к предполагаемым праотцам – направляется теперь их экспедиция.
На самом деле к праотцам отправится в конечном итоге основная часть всего исследовательского и командного состава корабля. Ридли Скотт не только помещает все события во "вселенную" оригинального «Чужого», но и в остальном вполне следует его классическим заветам. Иными словами, сколько ни шей эластичные скафандры по фигуре, а бегать главной героине по космическому кораблю – все равно в фирменных белых трусах.
Но это, как говорится, в самом финале. В начале же Скотт высаживает свой обреченный экипаж на холодную постапокалипсического вида планету, где тот сразу же натыкается на гигантскую полую конструкцию, что таит в себе массу ответов на разные занимательные вопросы – в том числе и заветный, о происхождения человечества. Поклонники оригинального киносериала ("Прометей" служит для него своего рода прологом), впрочем, могут не волноваться. Помимо археологических секретов катакомбы также скрывают занимательную фауну – более того, последние кадры ленты были сняты с явным расчетом на аплодисменты всего зала. Но и это, опять же, в самом финале. А до тех пор Ридли Скотт позволяет себе как следует насладиться всеми теми новыми техническими мощностями, отсутствие каковых, вероятно, сковывало ему руки во времена самого первого "Чужого". Иными словами, он наконец-то играет целым оркестром ту удачную мелодию, что сочинил тридцать с лишним лет назад. Эпический замах обнаруживает себя уже на первых кадрах, когда условная камера пролетает над холодными пейзажами далекой-далекой планеты. Да, человеку без скафандра не прожить здесь и двух минут, однако тон задан, и сразу ясно, что "Прометею" уже не удержаться в периметре одного космического корабля, как это было в первых "Чужом" и «Чужих».
К слову сказать, и сам корабль оборудован "по последнему слову техники", отчего все хромированные ручки блестят куда ярче, чем в 1979-м (и особенно впечатляет сцена с автоматизированным операционным блоком). Впрочем, по-настоящему Скотт оттягивается, конечно, с меблировкой и оснащением инопланетного комплекса, по которому то и дело пробегают голограммы и пролетают специальные сканирующие зонды ("щенки", как любовно называет их герой-геолог). В общем, сплошное загляденье, и если бы не подозрительная слизь на стенах, можно было бы вообще забыть, по какому поводу собрание.
Тем временем "за периметр" выбирается и сама история. В то время как основная задача героев остается прежней (не привести домой никакой заразы), за ней теперь маячит глобальный конфликт между создателем и созданием. Частной его иллюстрацией служит киборг Фассбендера, ведущий теософские беседы со своими человеческими создателями и обижающийся, когда те напоминают ему о его собственной нечеловечности. Более того, моральная амбивалентность, почти детское любопытство и увлечение старым кинематографом делают его персонажа чуть ли не самым запоминающимся, задвигая на задний план даже поджарого археолога Нуми Рапас. А ведь именно ее героиня призвана воплотить все лучшее, что есть в человечестве, она не снимает католического креста, даже когда небожественное происхождение людей становится более-менее очевидным.
Впрочем, нельзя сказать, чтобы Скотт действительно пытался завлечь зрителя в серьезный разговор о создателе, вере и актуальности трех законов роботехники. Избавившись от технических пут и отделавшись от прежней камерности, "Прометей" не то чтобы стартует на новые высоты – нет, он скорее переносит прежнюю тематику в громкий, хаотичный и зрелищный жанр летнего блокбастера, где сюжет должен следовать ряду обязательных законов, и потому сценарий не обходится без огрехов.
И тем не менее, единственная претензия, которую можно по-настоящему предъявить Скотту – это обида сродни той, что испытывает героиня Рапас, узнав всю правду про своих создателей и их планы касательно человечества. Но тут уж выходит как в анекдоте. Иногда смысл бывает просто в том, чтобы передать соль.