Просмотр голливудского кино рождает множество штампов, развешанные по стенам ружья стреляют в нем регулярно, метко и точно в срок. Одним из самых ярких приме. Пробежимся же по самым запоминающимся цехам, где давно не ступала нога человека.
Начать хотелось бы с отечественного фильма. В «Сталкере» Андрея Тарковского оставленным человеком стал не просто какой-то цех или завод, здесь пустуют обширные некогда процветающие просторы, ныне небесным катаклизмом превращенные в «Зону». Прячущаяся за фантастическим сюжетом философская притча о вере и смысле жизни полна декораций и пейзажей, которым позавидуют многие голливудские постановки. Съемки велись в районе старой полуразрушенной электростанции, которую съемочная группа нашла в пригороде Таллинна. Именно это здание и создало во многом атмосферу безысходности и тяжести, обрушившейся на героев. Цеха ее полны ловушек, а пустота коридоров толкает героев на самосозерцание и переосмысление внутренних ценностей.
Нельзя рассказать про заброшенные заводы и не вспомнить о двух первых частях «Терминатора». Финал первого фильма приводит героев в цеха компании «Кибердайн Системс», где рабочих и обслуживающего персонала практически нет, зато жужжат станки и громыхают прессы. Под один из них попал механический гость из будущего в исполнении Арнольда Шварценеггера. Ареной финальной схватки второго фильма стал сталелитейный завод, тоже не слишком людный, но при этом вполне активно функционирующий. Иначе где бы еще Сара и Джон Конноры нашли чан с расплавленным металлом, одинаково беспощадным как к «жидкому» Т-1000, так и к старому доброму Т-850?
Второй фильм о злоключениях молодежи, ставшей жертвами преследования маньяка из мира грез, принято ругать: создатели фильма отошли от истории первого фильма, переборщили с насилием и кровью, но при этом сделали сиквел заметно менее страшным. С «Местью Фредди» все пошло не так с самого начала – Уэс Крэйвен от постановки отказался, исполнитель роли Крюгера Роберт Энглунд едва не оказался на улице, так как авторы посчитали, что в маске и шляпе монстра может сыграть любой дурак, не прошел прослушивание на главную мужскую роль Брэд Питт, не разглядели в нем таланта на тот момент продюсеры. Зато во втором фильме можно во всех подробностях разглядеть обиталище монстра со стальными лезвиями вместо пальцев. Тоже заброшенный завод – если в царстве демонов вообще бывают людные места.
Ранее мы говорили о брошенных цехах в прошлом или настоящем, их безлюдность можно объяснить только недоработками сценаристов и режиссеров. В будущем же все иначе – заводы и фабрики там пустуют, потому что они полностью автоматизированы и рабочих на них заменили роботы. Как в «Особом мнении» Стивена Спилберга. Наверняка вы помните захватывающую сцену погони и драки персонажей Тома Круза и Колина Фаррелла, происходящую в стенах автомобильного сборочного цеха. Избегающий правосудия герой Круза оказывается на конвейере в остове будущего автомобиля и только благодаря своей ловкости и интуиции умудряется не просто остаться в живых, но и выехать с поля боя на новеньком авто!
Еще один взгляд на безлюдное будущее фабрик и заводов показан в картине Алекса Пройаса «Я, Робот». В нем герой Уилла Смита ведет расследование гибели доктора Лэннинга, ведущего конструктора и теоретика корпорации U. S. Robotics, не соглашаясь с официальной версией самоубийства ученого. В итоге улики приводят детектива на фабрику сборки андроидов – место, с одной стороны, безлюдное, а с другой – полное человекоподобных роботов. Картина, снятая по мотивам рассказов Айзека Азимова, пришлась по вкусу не только заядлым любителям научной фантастики, но и рядовым посетителям кинотеатров, выложившим за билеты в общей сложности 350 миллионов долларов. Разговоры о сиквеле время от времени разгораются, но с мертвой точки эта идея пока не двигается.
Зловещий заброшенный завод может не только фигурировать в хорроре или леденящем кровь триллере, но и быть частью комедии. Правда, комедии своеобразной – Тим Бертон имеет весьма специфическое чувство юмора. В его недавней режиссерской работе «Мрачные тени» рыболовный завод является частью большого наследия семьи Коллинзов. К моменту кульминации событий завод заброшен, но это не значит, что на его территории никто не бывает – Джонни Депп и Ева Грин в образах вампира и ведьмы с размахом проводят время в его стенах. На картину с участием таких звезд, как Депп, Грин, Мишель Пфайффер, Хелена Бонем Картер, Джонни Ли Миллер и Хлоя Морец, студия Warner Bros. строила большие планы, однако зрительные залы большей частью были пусты – как те самые заводы.
Строго говоря, в последнем на сегодняшний день фильме с участием Сильвестра Сталлоне местом действия является скорее не завод, а мастерская или склад, но уж больно похожи эти финальные разборки между Слаем и Джейсоном Момоа на классические бои из боевиков-«бэшек» времен видеосалонов. Даже выбор оружия – злодей отбрасывает пистолет и предлагает «помахаться» на топорах – все это дань уважения старым фильмам режиссера «Неудержимого» Уолтера Хилла, от «48 часов» и «Красной жары» до «Красавчика Джонни» и «Героя-одиночки». Каким бы олдскульным ни казался «Неудержимый», в запаснике у Сталлоне еще и скорый выход «Неудержимых 3», третьего фильма франшизы, которая не только не стесняется штампов, но и активно их эксплуатирует. Латинские диктаторы и украденное ядерное оружие в «Неудержимых» уже фигурировали, почему бы в будущем не найти место цехам, заполненным цепями и окутанным паром, но традиционно без единого работника?