«Стиляги», «Самый лучший день»… А теперь еще и «Лед» – спортивно-романтический киномюзикл, где звучат новые исполнения хитов Земфиры, «Кино» и даже Богдана Титомира
Мюзикл – сложный жанр, и у него множество поджанров. Один из них – «джукбокс-мюзикл», названный в честь устанавливаемого в барах музыкального автомата. В России в последнее время используется более понятный нам термин «караоке-мюзикл». В отличие от обычных мюзиклов, для которых специально пишутся музыка и тексты номеров, караоке-мюзиклы собираются из ранее сочиненных композиций – как правило, хитов прошлого, порой многолетней давности.
Это направление мюзиклов появилось не вчера. Так, киномюзикл 1952 года «Поющие под дождем», который часто называют лучшим мюзиклом в истории Голливуда, в основном состоял из песен, сочиненных для довоенных лент. Собственно, этот классический фильм был задуман как попытка вторично заработать на композициях из каталога студии MGM. В «Поющих под дождем» было всего две оригинальных песни, причем одна из них была вдохновлена более ранним хитом.
К караоке-мюзиклам принадлежат и такие западные игровые и анимационные кинохиты, как «Американец в Париже», «Весь этот джаз», «Братья Блюз», «Мулен Руж!», «Делай ноги», «Мамма Mia!», «Тролли», «Зверопой»… А также культовый телесериал «Хор (Лузеры)», который продержался шесть сезонов. И, конечно, караоке-мюзиклы регулярно ставятся на Бродвее.
Несмотря на распространенность и успешность этого направления мюзиклов, оно регулярно вызывает нарекания. Ценители мюзиклов часто предпочитают свежие композиции и ворчат, что хиты прошлого лучше слушать в оригинальной версии. Особенно если новый исполнитель – не профессиональный певец, а голливудский актер, которому медведь на ухо наступил. Кроме того, из-за необходимости связать повествованием изначально не связанные песни сюжеты караоке-мюзиклов порой оказываются неуклюжими, и их нелепость бросается в глаза, потому что очевидно, с чем она связана. И, конечно, персонаж мюзикла звучит искреннее, когда выражает чувства в «своей» песне, а не приспосабливает чужую композицию.
С другой стороны, конструируя фильм или спектакль из заслуженных хитов, создатели мюзикла гарантируют высокий уровень музыкального материала, что совершенно невозможно в оригинальном произведении. Сколько можно назвать оригинальных мюзиклов, где каждая песня великолепна? Даже гениальные композиторы и поэты-песенники попадают в «яблочко» через раз. А в среднестатистическом удачном мюзикле есть лишь пара номеров-«шоустопперов», которые заслуживают многократного прослушивания.
Разумеется, на то и искусство, чтобы вкладывать душу в творчество и ждать, найдет ли произведение отклик у зрителей. Но мюзиклы и киномюзиклы – это не только искусство, но и бизнес. Причем далеко не всегда успешный. Поэтому, когда продюсеры и режиссеры начинают решать уравнение с сотнями неизвестных, инвесторы хотят, чтобы хотя бы некоторые из этих неизвестных были известными и проверенными на публике. А поскольку в кино бюджеты больше и давление инвесторов сильнее, то большинство западных киномюзиклов основано либо на прошлых хитах, либо на удачных театральных постановках. Полностью оригинальные музыкальные ленты вроде «Ла-Ла Ленда» – это большая редкость. Даже студия Walt Disney, которая в недавнем прошлом славилась оригинальными мультмюзиклами, сейчас лишь иногда снабжает свои мультфильмы полноценными музыкальными номерами.
В России ситуация усугубляется тем, что советские времена, когда производство музыкального кино было поставлено на поток, давно ушли, и возвращаться они не собираются. Сейчас немного популярных актеров, которые профессионально поют, и еще меньше поэтов и композиторов, которым можно было бы поручить сочинение киномюзикла. Да, у нас есть театральная мюзикл-индустрия, но очень скромная в сравнении с Бродвеем. И ее продюсеры жалуются, что плохо не только с кадрами, но и с педагогами, которые могли бы подготовить амбициозных и талантливых ребят для работы над мюзиклами.
Так что можно понять и простить наших кинорежиссеров и кинопродюсеров, которые, работая над музыкальными фильмами, не заказывают, как в советские времена, оригинальные песни, а по примеру голливудцев полагаются на проверенные композиции. И без того проблем хватает с тем, чтобы научить актеров петь и танцевать, а затем органично вписать музыкальные номера в повествование и снять их на должном техническом уровне.
Тем более караоке-мюзикл простителен создателям «Льда». Ведь их фильм отнюдь не выстроен вокруг примитивной эксплуатации «старых песен о главном», и авторам ленты не очень нравится, когда «Лед» называют «мюзиклом». Это сложная, многогранная постановка на стыке спортивного кино, романтической комедии, семейной драмы, сказки для взрослых… В «Льде» есть реалистичные комические сцены, бурные фантазии героев, танцы на льду, красивые натурные съемки. Музыкальные номера фильма, в которых, например, Александр Петров перепевает песни «Кино» и Богдана Титомира, – это лишь один из множества компонентов картины.
Причем этот компонент, честно говоря, вторичен для сути постановки, хотя и важен для режиссера-дебютанта Олега Трофима, который, по его словам, давно мечтал поставить музыкальное кино. Если убрать из «Льда» песни, то фильм станет менее ярким, а если убрать песни ABBA из «Мамма Mia!», то картина и вовсе исчезнет.
Наконец, использование чужой музыки – основа фигурного катания, которому посвящен «Лед». Никто не упрекает фигуристов за то, что они танцуют под классические и популярные композиции, и по аналогии создателей «Льда» не стоит винить за то, что Петров не спел что-нибудь новенькое. Ведь, как и фигуристы, Трофим и компания не филонили, прячась за чужой талант, а приложили много усилий ко всем остальным составляющим шоу. Другой вопрос, что у них в итоге получилось. Но обвинить их в лени и нетворческом подходе язык не поворачивается.