Самая буквальная «экранизация» комикса в истории, «Скотт Пилигрим» уже успел провалиться в американского прокате, доказав материально, что своею визуальной изощренностью может не только восхищать, но и раздражать.
Самая буквальная «экранизация» комикса в истории, «Скотт Пилигрим» уже успел провалиться в американского прокате, доказав материально, что своею визуальной изощренностью может не только восхищать, но и раздражать.
Молодой лоботряс Скотт Пилигрим, бас-гитарист рок-группы Sex Bob-оmb, влюбляется в девушку-курьера по имени Рамона. Чтобы завоевать ее, Скотту предстоит сразиться с ее семерыми «злыми бывшими». Каждая схватка — раунд игры с начислением очков и выходом на новый уровень. А в финале — поединок с боссом, хозяином звукозаписывающего лейбла.
Игра со стилем заставки стала хорошей традицией студий, собирающихся показать нечто неординарное, – уже с порога вам начинают многозначительно подмигивать и строить глазки. Для «Скотта Пилигрима…» /Scott Pilgrim vs. the World/ (2010) Universal выдал остро модную заставку в духе 8-битной игры. Кто не понимает, почему это круто, может встать и спокойно покинуть зал. Для тех, кто хоть чуть-чуть познал радость технологического дауншифтинга, способен погружаться в бессмысленную игровую реальность и наслаждаться приятным звоном электронных монеток-бонусов, «Скотт Пилигрим» будет стараться изо всех сил. Но не сразу.
Первые несколько минут этот фильм выглядит как подростковая комедия про хипстеров (которым лет по 20-25, но выглядят они, что характерно, на 17), к тому же, канадских, с умеренно остроумными диалогами и назойливым визуальным мусором, который вторгается почти в каждый кадр. Анимационные фишки — титры-комментарии, звукоподражательные междометия, деление кадра и прочие дизайнерские и комиксовые украшения – кажется, маскируют беспомощность происходящего. Но со временем диалоги становятся острее, фишек становится больше, смысла не прибавляется, а настроение улучшается стремительно.
Похожий трюк недавно проделывал с нами «Пипец» /Kick-Ass/ (2010), прикидывающийся поначалу школьной комедией. В комиксе — самой прогрессивной сфере современного массового кино – намечается новый прорыв и новая тенденция. Перед тем как толкнуть супергеройскую тему в сторону безумного и беспощадного торжества некорректности и эстетической свободы, «Пипец» еще оглядывался назад и хоть как-то ее осмысливал, опираясь на кинематограф в классическом понимании. «Скотт Пилигрим…» это торжество уже пережил, ничего осмысливать не пытается и демонстрирует, что современный масскульт — это чудесный сундук с кучей смешного барахла, из которого можно собрать все что угодно. Суть приема, на котором все держится, — дегенеративно проста: Эдгар Райт строит фильм как видеоигру с соответствующими жанру драками, музыкальными битвами, уморительными типажами «злых бывших», которых Скотт выбивает, чтобы заработать очки и перейти на новый уровень. Собственно, не Райт придумал этот ход — он заложен в исходном графическом романе, но именно хитрый британец осуществил его последовательно, нахально, не сдерживая себя в самых диких желаниях.
Шальная натура режиссера, человека, кстати, не хипстерского поколения (ему 36 лет), проявилась с первого же фильма — «Зомби по имени Шон» /Shaun of the Dead/ (2004), вдохновленного творчеством Джорджа Ромеро, развилась в сумасшедшем полицейском боевике «Типа крутые легавые» /Hot Fuzz/ (2007), после которого ленты Гая Ричи кажутся творениями меланхолика, и окончательно расцвела в «Скотте Пилигриме…». Этого человека, что называется, прет от кино как такового, от кино, которое в рамки здравомыслия помещаться не может и не желает. Игровая природа комикса Райтом доведена до абсурда, до маразма, до визуальной истерики. Он ведет себя как сумасшедший гик, двинутый одновременно на трэше, аркадных видеоиграх, гаражном роке и глупых эмтивишных ромкомах, который неожиданно получил возможность как следует выговориться, показав все свои инфантильные сокровища.