Попытались разобраться с тем, стоит ли студиям обращать внимание на истерики и критику со стороны меньшинства
В качестве недавнего яркого примера того, что фанаты якобы способны заставить создателей фильма устыдиться своего детища, часто приводят шумиху вокруг выхода на экраны восьмого эпизода «Звездных войн». Враждебное поведение фанатов классической трилогии якобы заставило режиссера Райана Джонсона признаться в получении сотен обвинений в том, что он разрушил сагу, а актрису Келли Мэри Трен – удалить свои фото из соцсетей, столь сильной была волна негатива. В то же время низкие кассовые результаты «Хана Соло» также в какой-то степени связывают с бойкотом, объявленным фанатами спин-оффу-приквелу, вышедшему на экраны несколько недель назад. Однако действительно ли давление фан-сообщества столь велико, что под ним прогибаются такие титаны, как Disney и LucasFilm?
Скорее всего, проблема фанатов сильно преувеличена. Но чтобы разобраться в истории досконально, нужно договориться о терминах и рассмотреть несколько примеров. Прежде всего, стоит различать степень «фанатизма». Известно, что у каждого человека есть определенные пристрастия, но каждого относить к тем или иным фанатам будет неправильно, ведь мы можем пойти на «Мстителей», потому что любим истории о Железном человеке, но это вовсе не означает, что вне кинотеатра мы облачаемся в доспехи супергероя и регулярно посещаем конвенты. Сегодня исключительные проявления любви к тем или иным героям или вселенным локализуются в небольших, но ярких группах – фандомах. Именно здесь наиболее эмоционально воспринимаются новости о любимых картинах, активно обсуждаются новости и практикуются многократные походы в кино на важный для данных фанатов фильм. При этом само фанатское движение серьезно изменилось в последние годы – теперь вовсе не обязательно посещать Комик-Кон, чтобы продемонстрировать свои знания и любовь к персонажам, достаточно уметь пользоваться Интернетом, чтобы попасть на глаза кумиру или другим фанатам.
Исходя из этого, довольно сложно определить, скольких же людей можно назвать настоящими фанатами и способно ли это количество влиять на финансовые показатели выходящих картин. Или, может быть, мы имеем дело с вполне умеренными поклонниками, чей интерес не выходит за пределы обычного просмотра кино- или теленовинки? Показателен такой пример – считается, что по миру фанатов сериала «Сверхъестественное» необычайно много, как минимум не меньше, чем поклонников «Игры престолов», однако новые серии о приключениях братьев Винчестер смотрит не более 2,5 миллиона зрителей, а новые эпизоды борьбы за Железный Трон собирают у экранов по 10 миллионов человек. Или возьмем страницу «Звездных войн» в соцсети Facebook – на нее подписано 20 миллионов человек, но это капля в море на фоне двух миллиардов активных пользователей этого ресурса. На тематическую ветку «Звездных войн» в Reddit подписано и вовсе всего 900 тысяч пользователей – вот и все ресурсы, собранные Силой.
Можно попробовать подсчитать число настоящих преданных фанатов саги иным способом. Статистика говорит о том, что в мире продано более 1,5 миллиона дисков с фильмами франшизы, 2 миллиона книг, расширяющих вселенную, кроме того, ежемесячно продается пара сотен тысяч выпусков комиксов по мотивам событий в Далекой-далекой галактике. В то же время всемирный фестиваль Star Wars Celebration в Орландо в 2017 году собрал около 70 тысяч посетителей – даже если мы просто сложим вместе все эти цифры, предполагая, что каждый фанат предпочитает только что-то одно, мы получим не более 4 миллионов человек. Самое время сравнить это количество с числом посетителей кинотеатров, но давайте не будем спешить и обратим внимание на еще один важный аспект.
Серьезное фанатское движение действительно может влиять на решения продюсеров. Лучшие примеры тому – недавние возвращения закрытых было сериалов «Люцифер» и «Бруклин 9-9», а также выход полнометражного фильма о приключениях Вероники Марс, после того как зрители забросали студию петициями с требованием вернуть любимое шоу на экраны. Как видите, небольшие сплоченные фандома способны творить историю на ТВ, ведь резко изменившаяся в последние годы зрительская демография и способы смотрения заставляют студии и каналы гибче реагировать на мнение публики – порой им становится ближе синица ядерной аудитории в руке, чем журавль непредсказуемых вложений в новые проекты в небе.
В кино все обстоит несколько иначе. Статистика уверяет, что средний американский зритель смотрит 6-7 картин в год (россияне якобы посещают кинотеатры вдвое чаще, но оставим эти цифры на совести отечественных счетоводов), и для индустрии, выставляющей на экраны по 5-8 картин каждую неделю, это катастрофически низкие показатели – борьбу здесь приходится вести за каждую пару глаз, и в этой войне все средства оказываются хороши. У современных блокбастеров существенно выросли бюджеты, некогда заоблачные 100 миллионов долларов на съемки сегодня выглядят нижней планкой для серьезного претендента на широкий зрительский интерес. Голливудские студии не стесняются привлекать мощности и потенциал зарубежных аудиторий, привлекая азиатских актеров или меняя локации и города за пределами континента. Эта агрессивная маркетинговая политика превращает в «фанатов» всех посетителей кинотеатров – вы сейчас не можете просто пойти смотреть «Мстителей 4», нужно знать, кто все эти люди на экране и зачем им нужна инкрустированная стеклышками крага. Вы либо становитесь «своим», либо оказываетесь за пределами этого культурного пласта.
Но вернемся к нашим цифрам. Итак, мы примерно прикинули, что 4 миллиона человек, потребляющих продукты с лейблами «Звездных войн» не только в кинозалах, но и вне их, вполне можно назвать ядерной фанатской аудиторией франшизы. Теперь смотрим на прокатные результаты «Пробуждения силы» и обнаруживаем, что даже при самых грубых подсчетах на седьмой эпизод саги было продано более 200 миллионов билетов. Таким образом, фанаты составляют в общем числе зрителей какие-то 2%, может быть, чуть больше, но совсем не так много, чтобы влиять на кассовые показатели радикальным образом. Даже если каждый из фанов сходит по три раза и приведет пару своих друзей, эти действия останутся рябью на воде.
Означает ли это, что фанатское движение не имеет для студии значения? Конечно, нет, но совершенно точно можно сказать, что потворствовать кучке особенно преданных поклонников никто не будет – авторы больших франшиз просто постепенно будут отходить от практики акцента на фанатских деталях и будут стараться продавать кино самой широкой аудитории, пусть даже не находящейся в курсе всех событий игровой, книжной или комикс-вселенной. И эта корректировка курса уже идет – «Звездные войны» стали более расово и гендерно разнообразными, «Черная пантера» от Marvel преподносилась как ключевой современный фильм об афроамериканцах – новые проекты ориентируются на привлечение в кинотеатр нового зрителя, а не тех, кто и без особых приглашений непременно явится, чтобы сказать, как все плохо и не похоже на оригинал.
Конечно, фанаты продолжат свою активность в Интернете, они прямо сейчас устраивают небывалые флешмобы, рассчитывая поколебать, например, решимость Disney требованиями лишить «Последних джедаев» ранга канонической истории вселенной «Звездных войн» или настаивая на выпуске на DVD и Blu-Ray режиссерской версии «Лиги справедливости», смонтированной Заком Снайдером. Увы, петицию о доработке кроссовера DC подписали пока менее 200 тысяч человек – и даже если все эти люди купят по диску, для WB это погоды не сделает, утруждать себя дополнительной работой никто не будет.
Но не нужно думать, что на фанатское сообщество окончательно махнули рукой и только деньги решают, что нам смотреть, а что нет – фандома по-прежнему будут серьезным подспорьем в формировании идей и направлений. Однако совершенно точно студии все реже будут прогибаться под давлением критики армий поклонников, более широкая аудитория теперь будет в приоритете, и именно на нее будут ориентированы основные сюжетные линии и кастинговые решения. А фанам придется довольствоваться малым – отыскивать пасхалки, отмечать намеки и цитаты, выделять отсылки к предыдущим сериям. Фанатизм снова должен стать уделом избранных, по-настоящему увлеченных и преданных своим кумирам людей, тогда и кино будет смотреться по-другому.