Новая голливудская криминальная комедия «8 подруг Оушена» устроена почти так же, как предшествующий ей цикл «Одиннадцать друзей Оушена»
Как сочинять фильмы традиционно «мужских» жанров с женщинами в главных ролях? Этот вопрос сценаристы задают себе с тех пор, как феминистки начали добиваться не только равных прав в реальной жизни, но и равного представительства на экране. Долой «дев в беде», да здравствуют доблестные героини!
Как правило, когда сценарист сочиняет триллер, боевик или детектив с главной героиней, он делает это так же, как если бы писал сценарий о мужчине. Конечно, приходится вносить поправку на внешность и иногда на физические возможности героини. Но в основном это сказывается лишь на второстепенных деталях вроде костюмов или постановки боевых и постельных сцен.
Сравним «Хищника» и «Чужих». Если забыть об антураже и вникнуть в суть, то обнаружится, что это идентичные фантастические хоррор-боевики, где после долгого противостояния центральный персонаж сокрушает инопланетного монстра. И не так уж важно, где этот персонаж выглядит как могучий Арнольд Шварценеггер, а где как не столь могучая, но тоже рослая Сигурни Уивер.
«Женские» фильмы такого рода снимаются давно, и они выходят до сих пор. Вспомним прошлогодний шпионский триллер-боевик «Взрывная блондинка», где героиня Шарлиз Терон оказалась не менее жесткой и опасной, чем Джеймс Бонд в своих недавних приключениях. Лоррейн даже спит с французской красоткой, чтобы ее сходство с Бондом было полным.
В последние годы, однако, наметилась иная тенденция. Под влиянием феминисток нового поколения и исследований зрительских интересов возникла идея, что «женские» фильмы «мужских» жанров не должны быть точно такими же, как полноценное «мужское» кино. Мол, «мужские» жанры на то и мужские, что они подстроены под мужские интересы. А если кино снимается о женщинах и оно пытается привлечь в залы зрительниц, то оно должно ориентироваться на женские вкусы и соответствовать современной женской идеологии.
Что не устраивает феминисток в «мужском» кино? Многое, но сейчас мы сосредоточимся на одной претензии – на теме соперничества и противостояния. Состязание у мужчин в крови, будь то спорт, война, романтическая конкуренция или желание не отстать от друзей. Поэтому в «мужских» жанрах соперничество всегда выходит на первый план, даже если формально не является сутью повествования. О чем бы ни рассказывало такое кино, его обычно можно свести к выяснению, кто больше «мужик» – герой или злодей. Даже если, как в «Чужих», в кадре героиня и злодейка. Они все равно должны выяснить, у кого, извините, крепче яйца.
Современные феминистки, однако, рассматривают женское соперничество в реальной жизни и на экране как проявление навязанной мужчинами патриархальной культуры. Настоящие феминистские героини не должны воевать до последней капли крови, и они не должны выяснить, кто из них суровей и мужественней. Напротив, они должны дружить, сотрудничать, преодолевать разногласия, поддерживать друг друга делами и приятными словами (в отличие от мужского «оскорбительного» подначивания). Даже если они начинают как соперницы и противницы, они должны в итоге прийти к гармонии и понять, что они сестры, а не враги.
Типичнейший пример такого кино – производственная драма «Дьявол носит Prada». В начале ленты героиня Мерил Стрип ведет себя как босс из ада. Но постепенно зрители и героиня Энн Хэтэуэй замечают, что за придирками и безумствами Миранды скрывается искреннее желание помочь молодой сотруднице и выковать из нее женщину, которая готова к преодолению любых преград. С тех пор как «Дьявол» стал хитом, аналогичных начальниц можно увидеть повсюду – вплоть до супергеройского сериала «Супергерл» и недавней фарсовой комедии «Красотка на всю голову». Это не случайно. Авторы «Дьявола» показали, как можно совместить феминизм с драматизмом, и их решение очень понравилось всем, кто сочиняет аналогичные истории.
Режиссер Гэри Росс еще совсем недавно снял первую серию цикла «Голодные игры», который столь старомоден в своем феминистском подходе, что в финале героиня убивает женщину-лидера – вполне заслуженно, но все равно неправильно по нынешним нормам. Теперь же Росс «увидел свет», и его новое кино «8 подруг Оушена» совершенно корректно. Это криминальная история о женском сотрудничестве и о женской дружбе, и, по мнению режиссера, картина бы стала хуже, если бы он снял меньше дружеских сцен, чтобы усилить драматизм за счет введения в сюжет соперницы героини Буллок. Не женское это дело – пытаться загнобить друг друга. Вполне достаточно, что героини придумывают, как перехитрить охрану, защищающую драгоценности на званом балу.
Западные критики отреагировали на это вполне однозначно: «Фильм проиграл от того, что режиссер упростил задачу героинь в сравнении с тем, что делала команда Оушена в картинах Содерберга». Но зрительское кино снимается не для критиков, и режиссер надеется, что «мимимишность» и добродушие картины оценит та публика, которая двенадцать лет назад принесла успех «Дьяволу». Конечно, у фильмов о моде и о криминале очень разная аудитория. Но в криминальном кино обычно нельзя увидеть вместе Сандру Буллок, Кейт Бланшетт, Хелену Бонэм Картер, Сару Полсон, Минди Калинг, музыкальную. суперзвезду Рианну и уже упомянутую Энн Хэтэуэй. А также Анну Винтур, Ким Кардашьян, Марию Шарапову, Кэти Холмс, Джиджи Хадид и многих других стильных знаменитостей.