![Okko](/themes/filmru_desk/img/okko/okko_bottom.png)
Новая голливудская криминальная комедия «8 подруг Оушена» устроена почти так же, как предшествующий ей цикл «Одиннадцать друзей Оушена»
Новая голливудская криминальная комедия «8 подруг Оушена» устроена почти так же, как предшествующий ей цикл «Одиннадцать друзей Оушена». Это тоже разыгранная звездами веселая история об изощренном ограблении. Существенных различий между картиной Гэри Росса и фильмами Стивена Содерберга всего два. Во-первых, в «8 подругах Оушена» воруют не мужчины, а женщины во главе с героиней Сандры Буллок. А во-вторых, в новой ленте нет злодейских персонажей вроде Терри Бенедикта или Франсуа Тулура – противников Дэнни Оушена в его преступных приключениях. Почему Гэри Росс не придумал для «8 подруг Оушена» злодейку? В этом стоит разобраться.
Как сочинять фильмы традиционно «мужских» жанров с женщинами в главных ролях? Этот вопрос сценаристы задают себе с тех пор, как феминистки начали добиваться не только равных прав в реальной жизни, но и равного представительства на экране. Долой «дев в беде», да здравствуют доблестные героини!
Как правило, когда сценарист сочиняет триллер, боевик или детектив с главной героиней, он делает это так же, как если бы писал сценарий о мужчине. Конечно, приходится вносить поправку на внешность и иногда на физические возможности героини. Но в основном это сказывается лишь на второстепенных деталях вроде костюмов или постановки боевых и постельных сцен.
Сравним «Хищника» и «Чужих». Если забыть об антураже и вникнуть в суть, то обнаружится, что это идентичные фантастические хоррор-боевики, где после долгого противостояния центральный персонаж сокрушает инопланетного монстра. И не так уж важно, где этот персонаж выглядит как могучий Арнольд Шварценеггер, а где как не столь могучая, но тоже рослая Сигурни Уивер.
«Женские» фильмы такого рода снимаются давно, и они выходят до сих пор. Вспомним прошлогодний шпионский триллер-боевик «Взрывная блондинка», где героиня Шарлиз Терон оказалась не менее жесткой и опасной, чем Джеймс Бонд в своих недавних приключениях. Лоррейн даже спит с французской красоткой, чтобы ее сходство с Бондом было полным.
В последние годы, однако, наметилась иная тенденция. Под влиянием феминисток нового поколения и исследований зрительских интересов возникла идея, что «женские» фильмы «мужских» жанров не должны быть точно такими же, как полноценное «мужское» кино. Мол, «мужские» жанры на то и мужские, что они подстроены под мужские интересы. А если кино снимается о женщинах и оно пытается привлечь в залы зрительниц, то оно должно ориентироваться на женские вкусы и соответствовать современной женской идеологии.
Что не устраивает феминисток в «мужском» кино? Многое, но сейчас мы сосредоточимся на одной претензии – на теме соперничества и противостояния. Состязание у мужчин в крови, будь то спорт, война, романтическая конкуренция или желание не отстать от друзей. Поэтому в «мужских» жанрах соперничество всегда выходит на первый план, даже если формально не является сутью повествования. О чем бы ни рассказывало такое кино, его обычно можно свести к выяснению, кто больше «мужик» – герой или злодей. Даже если, как в «Чужих», в кадре героиня и злодейка. Они все равно должны выяснить, у кого, извините, крепче яйца.
Современные феминистки, однако, рассматривают женское соперничество в реальной жизни и на экране как проявление навязанной мужчинами патриархальной культуры. Настоящие феминистские героини не должны воевать до последней капли крови, и они не должны выяснить, кто из них суровей и мужественней. Напротив, они должны дружить, сотрудничать, преодолевать разногласия, поддерживать друг друга делами и приятными словами (в отличие от мужского «оскорбительного» подначивания). Даже если они начинают как соперницы и противницы, они должны в итоге прийти к гармонии и понять, что они сестры, а не враги.
Типичнейший пример такого кино – производственная драма «Дьявол носит Prada». В начале ленты героиня Мерил Стрип ведет себя как босс из ада. Но постепенно зрители и героиня Энн Хэтэуэй замечают, что за придирками и безумствами Миранды скрывается искреннее желание помочь молодой сотруднице и выковать из нее женщину, которая готова к преодолению любых преград. С тех пор как «Дьявол» стал хитом, аналогичных начальниц можно увидеть повсюду – вплоть до супергеройского сериала «Супергерл» и недавней фарсовой комедии «Красотка на всю голову». Это не случайно. Авторы «Дьявола» показали, как можно совместить феминизм с драматизмом, и их решение очень понравилось всем, кто сочиняет аналогичные истории.
Режиссер Гэри Росс еще совсем недавно снял первую серию цикла «Голодные игры», который столь старомоден в своем феминистском подходе, что в финале героиня убивает женщину-лидера – вполне заслуженно, но все равно неправильно по нынешним нормам. Теперь же Росс «увидел свет», и его новое кино «8 подруг Оушена» совершенно корректно. Это криминальная история о женском сотрудничестве и о женской дружбе, и, по мнению режиссера, картина бы стала хуже, если бы он снял меньше дружеских сцен, чтобы усилить драматизм за счет введения в сюжет соперницы героини Буллок. Не женское это дело – пытаться загнобить друг друга. Вполне достаточно, что героини придумывают, как перехитрить охрану, защищающую драгоценности на званом балу.
Западные критики отреагировали на это вполне однозначно: «Фильм проиграл от того, что режиссер упростил задачу героинь в сравнении с тем, что делала команда Оушена в картинах Содерберга». Но зрительское кино снимается не для критиков, и режиссер надеется, что «мимимишность» и добродушие картины оценит та публика, которая двенадцать лет назад принесла успех «Дьяволу». Конечно, у фильмов о моде и о криминале очень разная аудитория. Но в криминальном кино обычно нельзя увидеть вместе Сандру Буллок, Кейт Бланшетт, Хелену Бонэм Картер, Сару Полсон, Минди Калинг, музыкальную. суперзвезду Рианну и уже упомянутую Энн Хэтэуэй. А также Анну Винтур, Ким Кардашьян, Марию Шарапову, Кэти Холмс, Джиджи Хадид и многих других стильных знаменитостей.