На этой неделе вышел трейлер новой части франшизы «Пункт назначения» с подзаголовком «Узы крови», уже шестой по счету. Старт международного проката ленты намечен на 16 мая.
Серия хорроров с паранормальным уклоном и властью фатума демонстрирует все страхи людей с тревожными расстройствами, провоцируя паранойю по ту и эту стороны экрана. Правила слэшеров, которые получили новое дыхание в 90-е, соблюдены: подростки погибают один за другим самым изощренным образом, но убийцей становится будто бы сама Смерть (с большой буквы!). К кончине приводит череда роковых совпадений после того, как жертвы избежали трагической участи в масштабной катастрофе, будь то крушение самолета или авария на шоссе (миллениалы до сих пор избегают грузовиков с бревнами!).
Мало кто знает, что изначально драфт сценария «Рейс 180» был написан для «Секретных материалов». В эпизоде, который так и не был снят, младший брат агента Скалли Чарльз предчувствовал скорую гибель. Рассказываем, как началась паранойя длиной в 25 лет.
Пункт отправления: «Секретные материалы»
Паранормальный процедурал Криса Картера стартовал в 1993 году, когда революцию на телевидении уже начал «Твин Пикс». Не моментально, но довольно быстро The X-Files стали хитом эфира и долгое время продолжали экспериментировать с форматами, заигрывая с поп-культурными артефактами — от «Сумеречной зоны» до «Молчания ягнят». Многие сценаристы начинали карьеру именно на шоу об НЛО и агентах ФБР, допустим, создатель «Во все тяжкие» Винс Гиллиган. Начинающий автор Джеффри Реддик был фанатом «Материалов» и тоже решил попытать счастья на ТВ — написал сценарий эпизода «Рейс 180».
История была основана на новости, которую стажер студии New Line Cinema Джеффри Реддик в 1994 году случайно услышал из репортажа по ТВ (или прочел в газете). Женщине то ли приснился, то ли привиделся кошмар о том, что ее дочь может погибнуть в авиаперелете, и она умоляла ее не садиться в самолет. Рейс действительно потерпел крушение, но девушка осталась жива, потому что послушалась мать. Так обостренная интуиция положила начало работе над «Рейсом 180».
Драфт «Рейса 180» — не совсем легенда, а вполне конкретный текст. К юбилею релиза «Пункта назначения» Джеффри Реддик пообщался с Bloody Disgusting, рассказал о работе над материалом и поделился сценарием, который он обнаружил на старой дискете. «Рейс 180» и сегодня можно прочесть целиком в оригинале или в переводе фанатского сообщества «Секретных материалов».
Главным героем стал младший брат Даны Скалли Чарли, который мельком появился всего в одном эпизоде сериала в первом сезоне «За морем». Серия тоже частично была связана с предвидением: ночью Скалли на короткое мгновение померещился отец, а потом агентка проснулась от звонка матери — мистер Скалли умер.
«Я решил использовать базовую концепцию людей, обманывающих Смерть, как катализатор, — сказал Реддик. — Но когда вы пишете для сериала, вы хотите следовать структуре шоу и идти глубже. Поэтому у меня предчувствие преследовало брата Скалли, что сделало историю более личной. Я не буду раскрывать остальное, но для сценария концепция не является центром сюжета, история больше о Скалли, Малдере и ее отношениях с братом».
О чем был оригинальный сценарий «Рейс 180»?
Зачин повторяет фабулу фильма: в аэропорту Ньюарка рейс 180 готовится к вылету, самолет полностью забит пассажирами. Чарльз не может совладать с тревогой, идет умываться, возвращается на место, а после взлета судно начинает жутко трясти, и затем происходит взрыв. После жуткого видения Чарльз очнулся в своем кресле и поднял панику: вместе с ним борт покинули еще несколько пассажиров. Сразу после взлета действительно произошла авиакатастрофа. Спустя два месяца после описанных событий Смерть начинает преследовать уцелевших пассажиров.
В отличие от фильма, где виной несчастных случаев становилась череда роковых случайностей, как разлитая жидкость на полу в ванной из первого фильма, в сценарии скорее невидимая сила толкала людей. Допустим, сцена с поездом тоже есть. В «Пункте назначения» на путях происходит глобальная разборка молодых людей, которые не могут решить, что делать дальше. А в сценарии молодая девушка Моника в последний момент оказывается под колесами поезда, ее толкает кто-то или что-то. При этом саспенс никуда не делся: нагнетают дурное предчувствие лязгающие звуки, странные шорохи, огоньки на рельсах и прочие гипнотизирующие эффекты. Для полицейских же смерть Моники выглядит как самоубийство (как и Тодда в «Пункте назначения»).
В «Рейсе 180» пассажирам, которые пытаются обхитрить Смерть, уделено куда меньше внимания, чем в фильме. Основной драматический конфликт складывается вокруг Скалли, которая отказывается верить в роковые совпадения и силу предвидения, и Малдера, уверенного в четкой последовательности фатума. Тем не менее Скалли уже потеряла родных — отца и сестру Мелиссу, — поэтому ее тревога за младшего брата Чарльза оказывается сильнее скептицизма.
Кто же на самом деле виноват в череде смертей?
Мифология «Пункта назначения» до сих пор довольно неоднозначна, несмотря на введение загадочного персонажа из морга (Тони Тодд) и связь второго фильма серии с первым цепной реакцией не случившихся смертей. Контуры злодея ограничиваются общим представлением о фатуме и роке. В «Секретных материалах», особенно в «Монстрах недели», чаще было принято давать ответы (разумеется, кроме главного — где же истина?), поэтому детективная история получила закономерное завершение.
Видения перед катастрофами приходят тем, кто не должен умереть. Чарльз почувствовал будущее именно потому, что его время не пришло. Однако остальные пассажиры, которые проследовали за смутьяном, должны были умереть в тот день. За ними с того света был послан своеобразный «агент» — человек, который пережил клиническую смерть прямо во время крушения самолета, минута в минуту. Он вернулся, чтобы забрать «случайно» выживших с собой. Возможно, концепция выглядит менее мистической и загадочной, но предлагает довольно конкретное объяснение.
Почему эпизод не был снят?
По одной из версий, Крис Картер отверг сценарий. Шоураннера отчасти можно понять: несмотря на эффектную задумку, реплики и поведение Малдера и Скалли выпадают из характеров, и на весь текст у Фокса всего один удачный панч. Тем не менее в сценарной комнате лечат и не такую «простуду» диалогов. В дальнейшем Джеффри Реддик говорил, что на самом деле так и не показал драфт авторскому составу «Секретных материалов», а самостоятельно переписал историю до полного метра и представил боссам New Line Cinema (студия выпустила множество подростковых хорроров вроде «Кошмара на улице Вязов» и «Зубастиков»).
Поразительное совпадение в том, что разрабатывать сценарий полного метра помогали Джеймс Вон и Глен Морган — авторы и продюсеры «Секретных материалов», которые как раз и написали серию «За морем», где предчувствие обострилось у Даны Скалли. Джеймс Вон также занял место режиссера «Пункта назначения». Итак, первый драфт сценария был написан в 1994 году, в 1996-1997-х эпизод превратился в полный метр, а 16 марта 2000 года прошла мировая премьера фильма.
Развенчание мифа: «Пункт назначения» не основан на реальной трагедии
Действительно, отправной точкой сценария, как мы и писали выше, стала чудом спасшаяся женщина, которая доверилась мнительной маме. Но после выхода фильма в Сети стала попадаться информация, что сценаристы отталкивались от реальной катастрофы. Лайнер Boeing 747-131 17 июля 1996 года, совершавший рейс из Нью-Йорка в Париж, взорвался в воздухе через несколько минут после взлета. В фильме показаны кадры CNN, снятые на месте крушения, но Джеффри Реддик отрицает, что реальная трагедия легла в основу сценария, ведь он был написан уже в 1994 году.