В "2046" Вонг Кар-Вай покончил с любовью, а заодно с иллюзиями на свой счет. С огромным количеством заморочек, звуковых, визуальных и фабульных, он снял очередную, тысяча первую или две тысячи сорок шестую историю жлоба, примитивного донельзя. Мастерство Кар-Вая, конечно, не менее огромно, только тратится на драматический пафос там, где со времени чайльд-гарольдов, растиньяков, онегиных и печориных возможна только комедия.
Это сами жлобы серьезно к себе относятся, до слез и до сумасшествия, а со стороны на них уже лет сто без смеха не взглянешь.
Действие фильма постоянно скачет из середины XX века в середину XXI и обратно, из Гонконга в Сингапур и обратно, ни на одной из трех главных партнерш (неглавных еще штуки три) сюжет не останавливается, а комментарий "нового чайльд-гарольда" страдает упрямой недоговоренностью. Таинственные образы сводят молодого японца с фантастическим городом будущего, где в 2046 году собираются все, кто ищет любовь, и, кроме него, никто еще не возвращался. Причем тут японец, когда речь пойдет о китайцах? На самом деле все проще пареной репы.
В Гонконге 1966 года одиноко старел именно китаец Чоу (Тони Леун), мелкий светский журналюга, написавший для денег порно-фантастический роман "2046". В дешевом отеле он тоже желал поселиться в номере 2046, но его ремонтировали, поскольку там зверски была убита известная куртизанка. У Чоу с ней что-то когда-то было, но, в общем, это неважно, поскольку он все равно поселился в 2047-м, спрятался от тогдашней гонконгской нестабильности, спускал деньги в игорных домах, тратил время на шлюх, все больше тусовался, все меньше зарабатывал, и так прошло Рождество 1967 года, 68-го, 69-го. Все просто, поскольку Кар-Вай педантичен.
Дальше скучно уже, и можно не читать, но, поскольку фильм все-таки мастерский, и некоторые вещи врезаются в память, приметы положено выписать не менее педантично.
Они таковы:
"Он скуповат и не любит за себя платить", – говорит Чоу про своего начальника, чтобы хоть как-то его унизить, поскольку на самом деле он говорит это о себе. "Пойдем со мной, я открою тебе свою тайну", – говорит Чоу воображаемой проводнице воображаемого поезда, поскольку на самом деле он только воображает, что в нем есть какая-то тайна. "Есть вещи, которыми я ни с кем не делюсь", – говорит Чоу многозначительно своей "второй половине", поскольку вообще не способен делиться ничем и никогда. Писать это противно, но это вся, собственно, драма, поскольку в фильме нет юмора.
Впрочем, достаточно представить, что "2046" – бирка с ноги в роддоме, а "2047" – такая же бирка на ноге трупа в морге, и смеяться можно над фильмом. За то, что на этот примитив выдано столько киношных красот, столько роскошных кадров, столько дотошно сведенного саундтрека, как прямо на истину в конечной инстанции.