Spyglass Entertainment – продукт исключительно финансовый. Эта кинокомпания не обладает съемочными павильонами, она не предоставляет оборудования и не строит громоздкие декорации. Главная сила Spyglass – это ее основатели, люди, которые умеют разглядеть искру в проекте, умеют отыскать финансирование и не боятся вкладываться в то, во что верят.
В основании кинокомпании Spyglass Entertainment стоят два продюсера с колоссальным опытом работы. Первый – Гари Барбер. Этот человек начал свое сотрудничество с кино еще на заре эры домашнего видео, уже в середине 80-х он работал в компании Vestron Video, пионере на рынке распространения видеокассет на территории США. В 1989 году Барбер присоединился к только что образованной компании Morgan Creek Production, где сумел за несколько лет дослужиться до должности заместителя исполнительного директора и вице-президента. Первым продюсерским проектом Барбера стал «Вой 5: Возрождение», но уже двумя годами спустя ему повезло поработать и в команде «Робин Гуда: Принца воров», и на съемочной площадке «Настоящей любви», и в компании с Джимом Керри на «Эйсе Вентуре 2». Но вторые роли не устраивали Гари Барбера – в 1997 году он покидает Morgan Creek, чтобы организовать собственную фирму.
Напарником его в новом начинании выступил Роджер Бирнбаум. Бирнбаум вообще начинал с музыкальной индустрии, пока совершенно случайно не познакомился со Стивеном Спилбергом, который пригласил его софинансировать «Молодого Шерлока Холмса» Барри Левинсона. Кино захватило Бирнбаума – он чуть потренировался на ТВ, затем присоединился к United Artists и поучаствовал в производстве «Человека дождя», после переметнулся в Fox, где стал одним из больших студийных боссов, курирующим такие проекты, как «Один дома», «В постели с врагом», «Горячие головы» и «Крепкий орешек 2», а в 1992 году возглавил дочернюю Disney компанию Caravan Pictures, которая подарила миру «Час пик», «Инспектора Гаджета» и «Трех мушкетеров».
И все-таки, при всех личных успехах, что-то подсказывало Барберу и Бирнбауму, что им стоит организовать собственную кинокомпанию. Новоиспеченные соратники немедленно заручились финансовой поддержкой европейских партнеров, заключили партнерское соглашение с Disney и приступили к поиску проектов. Какое-то шестое чувство объединило этих людей и запустило механизм нового предприятия. И именно «Шестое чувство» М. Найта Шьямалана стало первым фильмом, которым новый игрок в Голливуде заявил о себе. Заявил очень громко – мистический триллер с Брюсом Уиллисом при 40-миллионном бюджете собрал в мире 670. Это не просто выстрел в «десятку», это победа нокаутом. И это при том, что «Шестое чувство» было отнюдь не единственным пробным шаром – Барбер и Бирнбаум двигались сразу в нескольких направлениях: кроме мистики у них вышли триллер «Свой человек» и драма «Инстинкт». Заработанные на блистательном дебюте деньги были немедленно вложены в фильм с участием Джеки Чана (Бирнбаум, напомним, с китайским актером знаком еще со времен «Часа пик»), однако «кунг-фу-вестерн» не смог показать выдающегося результата в прокате. Но Чан хотя бы остался в плюсе, вдвое превзойдя затраты, а вот «Миссия на Марс», вышедшая в том же 2000-м, и вовсе с миру по нитке набрала 110 миллионов против сотни производственного бюджета. Так можно было и в трубу вылететь, Барбер и Бирнбаум призадумались.
На 2002 год было решено бросить отборные силы – Том Шэдьяк ваял мистическую «Стрекозу» с Кевином Костнером, Кевину Рейнольдсу была поручена среднебюджетная постановка исторического «Графа Монте-Кристо», а Роб Боумен отстраивал фантастический Лондон для «Власти огня». И снова – лишь Рейнольдс сумел вернуть вложенные средства сторицей. Стрекозы и драконы оказались убыточными, хоть и не катастрофически. Справедливо сочтя, что жанровый разброс до добра не доведет, Spyglass Entertainment вернулась к драмам. В 2003 году силами компании были выпущены «Рекрут» с Аль Пачино и «Фаворит» с Тоби Магуайром. Оба неплохо отработали в кинотеатрах, а второй даже стал сенсацией оскаровской гонки, получив семь номинаций, но отправившийся домой после церемонии с пустыми руками.
Но Барбер и Бирнбаум не были бы настоящими голливудскими продюсерами, если бы не любили и не умели рисковать. Успех окрылил боссов Spyglass Entertainment и вернул расположение к Шэдьяку – режиссер получил в свое распоряжение 80 миллионов и старинного приятеля Джима Керри. Результат – «Брюс всемогущий», одна из самых кассово успешных комедий. Spyglass Entertainment снова оказалась на коне, но на следующем витке Гари Барбер и Роджер Бирнбаум постарались сдерживаться в своих ставках. Последующие годы были для компании довольно спокойными, а сюрпризы были только радостными, как, например, три «Оскара» за «Мемуары гейши» Роба Маршалла или финансовый успех «Легенды Зорро» и «Белого плена».
Настоящим ужасом для Spyglass Entertainment обернулся 2007 год. Компанию вновь потянуло в комедию, но на этот раз это ее едва не утопило. Если «Шары ярости» и «Суперпес» и были финансово неудачными, то на фоне грандиозного провала «Эвана всемогущего» все остальное казалось легкой грустью. Фильм, стоивший 175 миллионов долларов, не смог отбить затрат, надолго отлучив Тома Шэдьяка от режиссерского кресла. Исправлять положение пришлось долго. Силами новой работы Шьямалана «Явление» и комедией «Четыре Рождества» едва удалось подбить долги. Помощь пришла, как ни странно, из России. Тимур Бекмамбетов выручил Spyglass Entertainment своим «Особо опасен», пять раз окупившем производственный бюджет в прокате.
В 2009 году компания попыталась выйти на рынок высокобюджетного кино, приняв участие в финансировании «Звездного пути» и «Броска Кобры». Оба, хоть и неплохо себя зарекомендовали в прокате (а фанатов так вообще с ума свели), сногсшибательной прибыли не принесли, в отличие от триллера «Турист» с Джонни Деппом и Анджелиной Джоли – эти имена сделали компании последнюю большую кассу.
Почему последнюю? Дело в том, что и Барбер, и Бирнбаум в 2010 году вошли в руководство оправившейся после банкротства студии Metro-Goldwyn-Mayer. Но жизнь Spyglass Entertainment на этом не оборвалась – вышли фильмы, которые находились на тот момент в работе, а после Гари Барбер и Роджер Бирнбаум пришли к решению, что Spyglass будет принимать участие лишь в разовых проектах. Первым таким точечным ударом стала мелодрама «Клятва» с Рэйчел МакАдамс и Ченнингом Татумом. Прицельный выстрел принес 200 миллионов после вложенной в съемки «тридцатки». Следующий осторожный шаг отзовется в кошельках владельцев только в следующем году – Spyglass софинансирует «Геракла: Фракийские войны» с Дуэйном Джонсоном, премьера которого намечена на июль.
Что будет дальше? Посмотрим. В MGM работы и без того много – «Бен Гур», бондиана, «Хоббит», «Робокоп»… Но складывать руки Барбер и Бирнбаум не спешат. Может быть, ждут, когда Том Шэдьяк придет к ним с новым многомиллионным проектом? Уж что-что, а красиво падать Spyglass Entertainment умеет не хуже, чем гордо стоять в позе человека с трубой.
Самые кассовые фильмы: «Шестое чувство», «Брюс всемогущий», «Турист».
Крупнейшая неудача: «Эван всемогущий».