Как и любой альманах, крайне неровный, но местами очень любопытный сборник страшилок, объединенный темой темной стороны праздников, любимых, но утративших со временем свой истинный смысл
У каждого праздника есть своя оборотная сторона, а за подарками, украшениями и нарядным столом прячется мрачная темнота, в которой скрыта бездна ужаса. В День святого Валентина вашим подарком может оказаться настоящее человеческое сердце. В День святого Патрика ирландские легенды могут проникнуть в самое ваше нутро. Пасха, сплетающая вместе язычество и христианство, порождает жутких монстров. В День матери и День отца можно узнать о своих родителях нечто совершенно неожиданное. Благодарность в День благодарения может пронзить до самых печенок, а Рождество и Новый год легко продемонстрируют страшную сущность ваших родных или случайных знакомых. Не спешите радоваться праздникам – возможно, вы пожалеете, что дожили до очередной даты…
За последние несколько лет в жанре хоррор сформировался и зажил свой жизнью целый пласт весьма привлекательного, а главное, познавательного подраздела – хоррор-альманахи. Разумеется, как и любой разномастный набор, такие сборники новелл редко могут похвастать целостностью композиции, равнозначностью сегментов и одинаково удачной реализацией слишком разных задумок, но одно признать стоит: каждый подобный альманах, от «V/H/S» до «Азбуки смерти», неизменно содержит в себе изюминку, способную удивить даже самого насмотренного фаната хорроров.
И именно с подобным мерилом стоит подходить к новому «ужастику-многосерийке» «Черные праздники» – это набор из восьми независимых картин, снятых не просто разными авторами, но и в самой разнообразной манере. От мистики к суровому реализму, от детских страхов к жесткому взрослому садо-мазо, от религиозных мотивов к обществу потребления – объединенные лишь весьма условными календарными датами, новеллы сколь разнообразны, столь и непредсказуемы.
Однако следом за обязательной похвалой в адрес вдохновителей проекта, сумевших придать новое звучание набившим оскомину праздникам, чье подлинное название давно покрылось пылью веков и толстым слоем мишуры, стоит несколько охладить пыл и взяться проанализировать, а что же мы имеем по отдельности в каждом сегменте. Более подробный анализ настраивает скорее на пессимистический лад – увы, из восьми фрагментов редкий зритель сможет выделить хотя бы парочку действительно достойных.
Мы не станем называть наиболее удачные на свой взгляд, ибо все это вкусовщина и личные пристрастия к поджанрам фильмов ужасов, а в альманахе представлены все основные течения – каждый выберет себе сюжет и реализацию на свой вкус. Мы лишь отметим сильные стороны каждой из серий. Атмосферной получилась история одной валентинки – мы часто не отдаем отчета собственным, казалось бы, незначительным поступкам, а ведь они могут стоить кому-то жизни. В ирландском сегменте вас, безусловно, захватит атмосфера липкого ужаса преследования странным ребенком – всегда отлично работающий страх беременности и родов предстает здесь в животном своем воплощении. Любопытство ребенка, не понимающего связь между Воскрешением Иисуса и Пасхальным кроликом, оборачивается жутким смешением понятий. В Дне матери зрителя ждет ведьминская секта, а в Дне отца – ужас от встречи с желанным, но пугающим родителем после долгих лет разлуки. Хэллоуин и Новый год порадуют черным юмором, в то время как Рождество раскроет тайны, о которых вам всегда хотелось знать побольше.
Все сегменты по-своему привлекательны, однако и недостаток у них тоже один и тот же – все они поверхностны, хоть и в разном смысле этого слова. Формат блица не предусматривает глубокого погружения в характеры и ситуации, и это никак не идет на пользу повествованию. По большому счету только Рождество можно назвать полновесной короткометражкой, остальное – вырванные из контекста сцены. Где-то оформленные чуть лучше, как в Пасхе или Дне святого Валентина, где-то хромые на обе ноги, как День святого Патрика или День отца, а кое-где и вовсе нелепые, больше похожие на отписку, чем на результат творческого усилия, День благодарения или День матери. Но зрители уже готовы к такому повороту, альманахи всегда этим страдают.
Возможно, кому-то и любопытно будет узнать по завершении путешествия по мрачным празднествам, кому из заявленных режиссеров принадлежит какой сегмент, тем более что по короткой новелле это не всегда очевидно, но, боимся, многих ждет разочарование. Особенно поклонников Кевина Смита. Так что не спешите разбираться в подноготной праздников – там такие ужасы скрыты, что сами будете не рады приближающимся красным дням календаря.
С 12 мая в кино.