Сиквел, который оказался непростительно далек от оригинала.
После беззубого, но симпатичного «Меню» Марка Майлода свою долю ненависти в сторону богатых привилегированных американцев решил внести Райан Джонсон. В прошлом перспективный инди-постановщик, а ныне — маститый кинематографист с собственной детективной франшизой в кармане. Первая часть «Достать ножи» вышла в 2019 году и тоже под Рождество. Помимо впечатляющего актерского состава фильм Джонсона радовал оммажами к признанной классике вроде Агаты Кристи, эфемерной атмосферой зимнего праздника, потрескивающим камином и страшными семейными тайнами, виртуозно раскрытыми остроумным и немного язвительным сыщиком Бенуа Бланком. «Стеклянная луковица» — сиквел, выход которого действительно очень ждали, даже несмотря на достаточно сомнительную сделку Джонсона со стримингом Netflix. «Достать ножи 2» не стал идти по формуле успеха оригинала, выдав более злободневную, но значительно менее закрученную историю расследования одного преступления на загадочном греческом острове.
Не пускаясь в затяжные прелюдии, «Стеклянная луковица» начинается с ужина, который обязательно станет для кого-то последним. Пятеро друзей приезжают на частный остров к самовлюбленному миллиардеру Майлзу Брону (Эдвард Нортон) и невольно становятся участниками квеста по расследованию его так называемого убийства. По ходу дела выясняется, что губернаторка Коннектикута (Кэтрин Хан), скандальный видеоблогер (Дэйв Батиста), его подружка (Мэдлин Клайн), бывшая модель (Кэйт Хадсон) и талантливый ученый (Лесли Одом-младший) — не единственные гости Брона. Вместе с ними в резиденцию прибывают бывшая партнерша миллиардера Кассандра (Жанель Моне), а также детектив Бенуа Бланк (Дэниэл Крейг) собственной персоной. Впрочем, последнего хозяин точно не приглашал, но об этом станет известно гораздо позже.
Парадоксально, но, несмотря на все заигрывания с привычными детективными тропами, «Стеклянная луковица» выглядит фильмом с абсолютно нулевой интригой, в котором история существенно уступает фактуре, а фактура слишком посредственна, чтобы ею очароваться. В попытке усложнить нетривиальный сюжет Джонсон играет со временем, отправляя своих героев то в прошлое, то в будущее, то в настоящее; использует прием ненадежного рассказчика и всячески заигрывает со зрителем с помощью внезапных и местами даже смешных звездных камео — но то и дело стреляет вхолостую.
Больше всего в «Стеклянной луковице» напрягает его демонстративная конъюнктурность, каждый из героев является плохой пародией на того или иного представителя американской элиты: блогер, продвигающий идеи республиканцев; бывшая модель с токсичными стереотипами из 90-х; подсадной губернатор, работающий на интересы частных инвесторов. Дополняет эту картину вселенское зло в лице Майлза Брона, недвусмысленно напоминающего Илона Маска — самого нелюбимого человека в Интернете, который всего пару лет назад претендовал на звание народного героя.
В отличие от своих реальных прототипов, персонажи Джонсона — личности однополярно гнилые, пустые снаружи и внутри, на фоне которых единственный борец за справедливость в лице Кассандры Брэнд кажется скорее спекулятивным мучеником, нежели фигурой, достойной восхищения. Все это можно было бы свести к дешевой сатире, если бы не до смешного напыщенное морализаторство, с которым Джонсон разоблачает пороки привилегированного белого класса, частью которого является сам.
В конце концов «Достать ножи 2» надоедает смотреть — не сколько из-за лицемерия автора, сколько из-за топорного, зацикленного в бесконечном круге сюжета, единственная прелесть которого — красивая картинка, каждая деталь которой, будь то маски от ковида или гигантская стеклянная луковица, не имеет под собой абсолютно никакого основания.