Второсортный фантастический телетриллер о детях, которые попадают под влияние темной силы, и о взрослых, которые эту силу пытаются остановить
Маленькая девочка подпиливает доски в домике на дереве и чуть не убивает свою маму. Поскольку отец малышки – высокопоставленный правительственный служащий, расследование случившегося берет на себя ФБР. Когда детский психолог Клэр Бенниган (Лили Рейб) спрашивает девочку, что заставило ее подпилить доски, та объясняет, что ее подговорил невидимый друг по имени Бур. Порывшись в архивах, Клэр обнаруживает, что это не первое странное и страшное преступление, совершенное маленькими детьми влиятельных людей, и что другие малыши тоже винили невидимого Бура. Пока Бенниган пытается разобраться в происходящем, ее сын начинает разговаривать с Буром, а ее муж-пилот Шон (Майло Вентимилья), считавшийся погибшим в Арктике во время выполнения секретного задания, обнаруживается в Америке – при том, что его разбившийся самолет находят в африканской пустыне.
Догадайтесь с трех раз, кто спродюсировал для американского канала ABC фантастическое шоу о таинственном существе, которое проникает в дома людей и подговаривает малышей совершать преступления! Вероятно, вам хватит и одного раза. Конечно же, это Стивен Спилберг – режиссер «Инопланетянина», продюсер (и сорежиссер) «Полтергейста» и главный американский эксперт по историям о том, что бывает, когда родители хотя бы на мгновение предоставляют малышей самим себе. И хотя «предки» в «Шепоте» – не какие-нибудь замордованные американские бедняки, которые пашут на трех работах и почти не бывают дома, а состоятельные представители среднего класса, которые почти всегда находят время для своих малышей и почти никогда не оставляют их одних, этого «почти» оказывается достаточно, чтобы в жизнь ребятишек просочился зловещий и загадочный Бур с его кошмарными играми. Очень актуальная мораль для летнего телешоу, когда у детей особенно много возможностей для того, чтобы попасть в беду из-за родительского невнимания.
В основу «Шепота», сочиненного и разработанного продюсером и сценаристкой Соо Хью (редактором «Последнего часа» и сопродюсером «Под куполом»), положен рассказ Рэя Брэдбери «Урочный час», опубликованный в 1951 году. В то время Америка боялась, что детей и подростков, оставленных без присмотра, «зомбируют» коммунисты, и инопланетяне, атакующие Землю с помощью малышей в рассказе Брэдбери, были явным намеком на Красную армию. В наши дни американцы боятся влияния банд и религиозных экстремистов, и «Шепот» не просто так подсовывает положительным героям «арабскую» версию, связывая события в Америке со странными происшествиями в Северной Африке. Но гадать сериал разрешает только агентам ФБР. Мы, зрители, знаем несколько больше, чем Клэр и ее коллеги, и нам сериал говорит почти прямым текстом, что Бур – инопланетянин. Или по меньшей мере земное существо со сверхчеловеческими способностями. Но уж точно не простой исламский террорист.
Интересно ли следить за тем, как Бур «совращает» малышей, фэбээровцы беспомощно мечутся в его поисках (трудно найти черную кошку в темной комнате, если думаешь, что нужно отыскать зеленого попугайчика), а Шон, потерявший память после всего, что с ним случилось, проводит свое собственное, неофициальное расследование и ведет себя настолько подозрительно, что его начинают считать Буром?
Честно говоря, не очень. С одной стороны, первые две серии «Шепота», которые нам удалось посмотреть, динамичны, сюжетно насыщены и порой драматичны. С другой стороны, за десятилетия, прошедшие со времени публикации «Урочного часа», его основная идея (темная сила пользуется родительским невниманием, чтобы влиять на детей) превратилась в навязший в зубах и опостылевший штамп. Он еще может кое-как работать в кинохоррорах и в сериалах, где речь идет о подростках, способных быть полноценными, сложными и неоднозначными персонажами. Но девятилетки в таком телешоу – это не столько герои, сколько символы родительского невнимания. Им нечего противопоставить уговорам Бура, и они не могут быть полноправными героями, поскольку они слишком малы, чтобы «вести свою игру». Поэтому все их сцены не развивают интригу шоу, а лишь снова и снова констатируют, что взрослым надо пристально следить за тем, что творится с их чадами. Пока не стало слишком поздно.
Кроме того, ясно, что сценаристы не позволят детям-героям зайти слишком далеко (показательно, что девочка в начале шоу не убивает маму, а лишь отправляет ее в больницу) и не позволят ничему особенно страшному с ними случиться. Таковы незыблемые законы американского телевидения, которые существенно ослабляют потенциальный драматизм выстроенного вокруг детей сериала.
А что же взрослые персонажи? Они тоже не кажутся особенно интересными – относительно обаятельные компетентные «ищейки» без талантов Шерлока Холмса, ради одной лишь встречи с которыми телевизор не включишь. «Шепот» явно кладет все яйца в корзину «захватывающего сюжета». Но по жанровым меркам сюжет сериала довольно тривиален, и все попытки сценаристов наводить тень на плетень кажутся излишними усложнениями, которые нужны только для того, чтобы развернуть идею короткого рассказика на целый летний сезон.
От шоу такого рода можно было бы ожидать множества пугающих, хоррорных сцен. Но в этом отношении (как, впрочем, и во всех остальных) «Шепот» достаточно мягок, и напугать он может лишь самых слабонервных зрителей. Не запоминаются и его экшен-фрагменты, которых в первых двух сериях почти нет.
В целом «Шепот» – сериал на нетвердую тройку. Банальное шоу на заезженную тему, которое не интригует настолько, чтобы смотреть его из недели в неделю. Однако в полной некомпетентности его авторов не упрекнешь. Они знают, как строить сюжет без провисаний, и умеют нанимать харизматичных актеров – как взрослых, так и малышей. Кроме того, в «Шепоте» все же есть интригующие нюансы. Зачем, например, Буру такой сложный план, если он, в отличие от персонажей Брэдбери, может взаимодействовать с физическими предметами, а не только с детскими сознаниями (у классика дети должны были построить устройства, которые бы помогли пришельцам проникнуть на Землю)? Почему он, скажем, не сам взламывает компьютеры, а требует, чтобы дети входили в правительственные системы под родительскими паролями и делали то, что ему нужно? Поэтому тем, кто летом не может жить без параноидальной фантастики, нужно иметь это шоу в виду. Все остальные могут спокойно его игнорировать – в связи с отсутствием у него больших, очевидных достоинств. Если не считать таковым имя Спилберга в титрах.