Скучная психологическая драма о современной французской девушке, снятая без понимания современных французских девушек
Потеряв девственность во время неудачного летнего романа, 17-летняя старшеклассница из зажиточной семьи Изабель (Марина Вакт) возвращается в Париж, находит в Интернете сайт для проституток и размещает на нем свои координаты. Несколько месяцев она за три сотни евро обслуживает мужчин, пока, наконец, один из ее пожилых клиентов не умирает в постели от сердечного приступа. Этот несчастный случай привлекает к девушке внимание полиции, и семья Изабель узнает, куда «дневная красавица» ходит после уроков.
Французский постановщик Франсуа Озон числится по ведомству артхауса, однако большинство его фильмов почти столь же увлекательны, как мейнстримные ленты. Посмотрите хотя бы на их жанры – триллеры, комедии, детективы… Можно только приветствовать любовь Озона к соединению приятного с полезным. То есть с драматичным, умным, провокационным и мастерски поставленным.
К сожалению, новая картина Озона «Молода и прекрасна» иллюстрирует поговорку «И на старуху бывает проруха». Это, кажется, самая нудная лента из всех озоновских творений, и она снята в полном соответствии с законами утомительного артхауса. Ее единственная «развлекаловка» – эротические сцены с Мариной Вакт, фотомодельно красивой, но не слишком сексапильной. К тому же в большинстве этих сцен героиня занимается сексом без особого энтузиазма. Так что рассматривать «Молода и прекрасна» как софт-порно могут лишь те, кому что-то мешает добраться до настоящей порнографии.
Рассказывая о картине в интервью, Озон признает, что позаимствовал сценарную канву из реальных историй о юных проститутках, а нюансы сюжета и переживания героини – из воспоминаний о собственном взрослении. Понятно, стыкуются эти две части фильма так же хорошо, как вилки без розетки. Что общего у взросления современной гетеросексуальной девушки и у взросления гомосексуального парня из 1980-х? С высоты птичьего полета – многое. Но это не кино о птичьем полете! Это психологическая драма, суть которой в мелочах и деталях. И потому каждая нестыковка идет фильму в «минус». Взять хотя бы сюжетную линию, связанную с проституцией. Можно представить парня, который, открыв свою нестандартную сексуальность, тестирует ее с кем попало – в том числе с мужчинами в возрасте и за деньги. Не ради заработка, а ради «грязного приключения» (как выражается Озон). Но невозможно представить нормальную девушку, которая становится проституткой и работает ею в течение долгого времени, не нуждаясь при этом в средствах. Женщины приходят в эту профессию по разным причинам, но остаются в ней только ради денег или по принуждению. Без вариантов. Слишком уж это неприятная штука.
Далее в том же духе. Героиня удивительно мало пользуется сотовым телефоном, ничем не делится с лучшей подругой, ничего не пишет в Twitter, даже не вспоминает о СПИДе… Это не нынешняя француженка, это француз тридцатилетней давности. И фильм не может спрятать эту подмену за напряженным действием, так как его тут нет. Сюжет ленты – лишенная цели и драйва череда житейских событий. Даже смерть клиента Изабель не повышает драматическую температуру картины, которая колеблется около точки замерзания. От первого до последнего кадра.
Смотрите в кино с 29 августа.