Минималистичный, но очень эффектный хоррор, идущий по грани между психологизмом и натуралистичностью, который слегка подводят только попытки все объяснить в финале
Отец и сын Тильдены – патологоанатомы, живущие в большом загородном доме, переоборудованном под морг. Однажды вечером им привозят труп неопознанной девушки, найденный в подвале дома, где произошло массовое убийство, – шериф не знает, как увязать ее с другими жертвами, поэтому ему срочно нужно узнать причину ее смерти. Даже беглый осмотр тела намекает, что разобраться здесь будет непросто, и чем дальше, тем страннее и опаснее становится процесс вскрытия.
«Демон внутри» неслучайно получил исключительно хорошую прессу еще до своего выхода – для режиссера Андре Овредаля это разминка перед выходом в «высшую голливудскую лигу» (до этого он снял в Норвегии мокьюментари-хоррор «Охотники на троллей»), да и актеров уровня Брайана Кокса и Эмиля Хирша вряд ли удалось бы привлечь в проект, у которого за душой ничего нет. Эти трое – большая удача фильма, подавляющая часть действия которого крутится вокруг стола для вскрытия. Ведь, несмотря на то что в финальной части в кадре все-таки мелькнет пара «страшных рож», в целом ужас здесь нагнетается куда более тонкими и нетривиальными приемами, а актерская игра и режиссура – их основа.
Вообще работа патологоанатомов в фильмах ужасов как-то незаслуженно обходится стороной – да, периодически работников морга походя отправляет на тот свет какой-нибудь оживший в очередной раз Джейсон Ворхиз, но в «Демоне внутри» нам покажут процесс от и до, во всех его деталях. Тильдены неторопливо, следуя протоколу, осматривают тело и на каждом шагу натыкаются на какие-то непонятные вещи. У девушки раздроблены щиколотки и кисти, оторван язык, а во влагалище просматриваются следы пыток, но внешне на теле нет ни единого синяка. При попытке сделать надрез течет кровь, но такое бывает, только если труп «свежий», а это совсем не случай неопознанной девушки. А самое странное начнется, когда патологоанатомы доберутся до внутренних органов.
Параллельно в самом морге начинаются сверхъестественные события, радио сходит с ума, а на улице разражается страшная гроза, из-за которой в доме вырубается электричество, а дверь на свободу заклинивает упавшим деревом. Теперь несчастные заперты один на один с чем-то неведомым, и хочется отметить, как убедительно и ловко в картине обыгрывается этот момент перехода от рационального типа мышления к инстинктивному «я знаю, что такого быть не может и это просто труп, но давай-ка лучше отсюда валить».
Помимо Хирша и Кокса в фильме есть и третий участник – актриса Олвен Келли, которая весь фильм просто лежит полностью обнаженная на столе, но при этом внушает такой густой, неподдельный ужас, что под конец от частых статичных планов ее мертвенно-бледного лица уже хочется зажмуриться. К сожалению, именно эта ее сюжетная пассивность приводит к тому, что в последнем акте герои начинают «додумывать» недостающие части пазла самостоятельно, проговаривая вслух то, что, в принципе, никому особенно не нужно – без каких-либо объяснений, особенно столь притянутых за уши, все это смотрелось бы не менее зловеще и пугающе.
С 23 марта в кино.