Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на мультфильм «Песнь моря»

Душевная и красивая сказочно-мультипликационная семейная драма, которая слишком трагична для самых маленьких зрителей

Добавить в закладки

Когда ирландский мальчик Бен был маленьким, его мать исчезла после родов дочери. С тех пор прошло шесть лет, но семья Бена – сам парнишка, его отец Конор и сестренка Сирша – так и не оправилась от этой трагедии. Конор часто пропадает в пивной, Бен беспрестанно злится на Сиршу, а девочка так и не научилась говорить – словами или на языке жестов. Однажды ночью Сирша находит в родительских вещах белую шкуру и, надев ее и прыгнув в море, превращается в тюленя. Оказывается, что, как и ее мать, девочка – «селки», ирландская русалка, которая может принимать тюлений или человеческий облик. Когда Конор узнает о случившемся, он выбрасывает шкуру Сирши в море и отсылает детей к бабушке, подальше от «большой воды». Но волшебную связь девочки с морем так просто не разорвать…

Имя пса Ку переводится с гэльского языка как «собака». «Сирша» значит «свобода», а «Брона» (мать главных героев) – «грустная»

Сколько режиссеров могут сказать, что из двух их картин обе номинировались на «Оскар» и считались серьезными претендентами на статуэтку? Ирландский аниматор Томм Мур принадлежит к этому весьма эксклюзивному клубу. Его первая лента «Тайна Келлс» в 2010 году проиграла битву за «Оскар» в категории «лучший полнометражный анимационный фильм» пиксаровскому хиту «Вверх», а его вторую ленту «Песнь моря» в этом году в борьбе за «Оскар» обошел диснеевский «Город героев», и некоторые критики полагали, что победа «Города» была незаслуженной.

Картина отчасти основана на детстве ее режиссера и соавтора сценария Томма Мура

Действительно, если от «Города», при всей его увлекательности и развлекательности, за версту разит неприкрытой коммерческостью, то «Песнь моря» – это настоящее, мощное произведение искусства, которое нарисовано, чтобы вызывать эмоции и провоцировать размышления, а не для того, чтобы нажиться на детской любви к супергероям и роботам. «Плоская» графика фильма Мура куда проще, чем в голливудских анимационных блокбастерах, и она также проигрывает многим японским полнометражным лентам, но ее стильность и обаяние напоминают о лучших советских мультфильмах и с лихвой компенсируют скромность бюджета. Это, бесспорно, элегантнейшее графическое произведение, которое не стоит списывать со счетов, потому что оно выглядит не так, как более популярные мультфильмы.

Другое дело – его содержание. Как правило, детские сказки о столкновении современных людей с волшебными существами рассказывают либо о приключениях персонажей в «ином мире», либо о том, как герои спасают волшебных существ от наступления цивилизации и продляют их существование. «Песнь моря» намного печальнее, и, возможно, она слишком трагична для маленьких зрителей, для которых вроде бы предназначена. Когда Бен и Сирша сталкиваются с миром «фейри», ирландских мистических существ, они не спасают этот мир, а помогают фейри сбежать из Ирландии и переправиться в языческий рай. В сущности, герои фильма проводят эвтаназию – безболезненно убивают героев сказок, чтобы те перестали мучиться в более не уважающей их стране (некоторые из них вынуждены прятаться в канализации!) и переселились в потусторонние края, откуда они вряд ли когда-нибудь вернутся.

Какой разительный контраст с фильмами Хаяо Миядзаки, которые уверяют зрителей, что никакая цивилизация не лишит Японию ее богов и призраков! Представьте себе российский мультфильм, в котором хоронят умершего Деда Мороза, а потом говорят с экрана: «Все, малыши, подарков больше не будет!» – и вы оцените, насколько мрачно полотно Мура в контексте ирландской народной культуры. Хотя оно и пытается подать финал как «оптимистическую трагедию». Мол, жаль, что волшебные существа больше не будут жить среди нас, но по крайней мере теперь они там, где хотят быть, а не там, где им нужно прятаться среди отходов.

Зачем Муру такая жестокость по отношению к персонажам и зрителям? Затем, что среди переправляемых фейри оказывается мать главных героев. В картине есть традиционное для сказок противостояние героев со злодейкой, могущественной ведьмой-совой, которая «спасает» страдающих фейри, обращая их в камень. Но суть ленты – не в победе над колдуньей, а в прощании с любимой женщиной, которую герои наконец-то готовы «отпустить», чтобы жить дальше как дружная семья, а не как собрание злящихся друг на друга индивидов.

«Песнь моря» – отчасти буквальный, отчасти метафорический рассказ о том, как семьи переживают страшное горе, и по ходу событий героям приходится пройти через это испытание дважды, в начале и в конце ленты (старшая селки возвращается, чтобы уйти навсегда). Не заплакать в финале «Песни» невозможно, но подходящее ли это переживание для маленьких зрителей? Особенно для тех, кому еще не доводилось задуматься о том, что они тоже могут потерять своих родных? И не переборщил ли Мур, когда вместе с матерью героев «убил» мир сказок, которые она так любила рассказывать Бену?

Символизм этого «убийства» очевиден, но разве сказки умирают вместе с рассказчиком? Вся прелесть сказок в том, что они передаются из поколения в поколение, и фейри не должны покидать Ирландию лишь из-за того, что умерла рассказчица их историй. Ее дети могут подхватить эстафету, и в «Песни» прямо об этом говорится. Но вернутся ли фейри в Ирландию, если Бен и Сирша будут рассказывать сказки о них своим детям? Похоже, что нет. И нам кажется, что это перебор.

Также картину можно поругать за «недобор» в изображении фейри. Бен и Сирша проводят почти две трети картины среди обычных людей, и когда они все же начинают регулярно сталкиваться с фейри, они успевают пообщаться менее чем с десятком волшебных существ, считая бессловесных персонажей. Вероятно, у Мура не было денег на разработку большего числа фейри. Но даже в этом случае ему стоило больше времени провести в их колоритном и причудливом мире. Раз уж картина этот мир убивает, нужно было подробнее показать, чего Ирландия лишается, когда фейри ее покидают.

Одно из самых сильных впечатлений последнего киногода, "Песнь моря" сочетает в себе все лучшее, что только можно найти в анимации - невероятный полет фантазии в рисунке, грустный и одновременно увлекательный сюжет и атмосферу старой-старой сказки. Выдающееся произведение, напоминающее лучшие мультфильмы Хаяо Миядзаки и нашу "Алису в Зазеркалье".
Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?