Что посмотреть
Мамонты Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zztp5tn
Рецензии

Рецензия на фильм «Великий уравнитель»

Захватывающий и неожиданно интригующий триллер, в котором Дензел Вашингтон дает прикурить русским бандитам

Добавить в закладки
Добро с гвоздеметом

Трейлер

Захватывающий и неожиданно интригующий триллер, в котором Дензел Вашингтон дает прикурить русским бандитам.

Роберт МакКолл (Дензел Вашингтон) – скромный и одинокий работник строительного магазина, который дружит с сослуживцами, прилежно трудится и на досуге читает классические романы. В нем нет ничего примечательного – но только на взгляд непосвященных. Те, кто причастен к государственным тайнам, знают, что МакКолл – бывший агент ЦРУ, который вышел из игры после многих лет секретных операций. Однако ЦРУшники бывшими не бывают. Когда русскую проститутку Алину (Клои Грейс Морец) до полусмерти избивает сутенер, в МакКолле, знающем девушку по полуночным чаепитиям в закусочной, просыпается убийца, и мужчина безжалостно расправляется с мучителями Алины. Узнав об этом, русская мафия присылает в город своего представителя (Мартон Чокаш), которому приказано примерно наказать всех, кто бросил вызов его могущественной организации.

Кадр из фильма «Великий уравнитель»

Фильм основан на одноименном телесериале, который шел с 1985 по 1989 годы. Шоу было настолько популярным, что люди на улице подходили к исполнителю главной роли Эдварду Вудварду и просили его помочь – не как актера, а как «бывшего тайного агента»

«Великого уравнителя» можно оценивать двояко. Можно не обратить внимания на разбросанные по картине намеки и сказать, что это прямолинейный, почти в стиле 1980-х, кровавый триллер, в котором доблестный герой зачищает Бостон от русских мафиози и американских копов-коррупционеров, чтобы милые девушки вроде Алины и славные парни вроде Ральфи, недотепистого сослуживца МакКолла, могли мирно жить-поживать и добра наживать. Правда, «Уравнитель» все же не так прост, как «Коммандо». Режиссер Антуан Фукуа поровну разделил два часа экранного времени между жесткими боевыми эпизодами и напряженными «разговорными» сценами, в которых МакКолл и его почти столь же хитрый и проницательный русский визави играют в детективные кошки-мышки (один пытается разобраться, кто убивает его подчиненных, а другой старается замести следы, чтобы не превратиться из хищника в жертву).

Кадр из фильма «Великий уравнитель»

В сценарии Алина была старше, чем в фильме, но режиссер омолодил героиню, чтобы отдать эту роль Клои Грейс Морец

Однако это не то кино, которое заставляет зрителей усомниться в исходе событий. Как только лента сбрасывает с МакКолла маску добряка-интеллигента и демонстрирует испещренное тюремными татуировками тело «Тедди» (персонаж Чокаша живет под английским псевдонимом), становится ясно, что рано или поздно они сойдутся в открытом бою. Можно даже предсказать, где это случится. Намек – герой не просто так работает в строительном магазине!

Кадр из фильма «Великий уравнитель»

По меркам лучших триллеров МакКолл, пожалуй, слишком крут и неуязвим, и в большинстве сцен переживать нужно не за него, а за его жертв. Но, как и Шварценеггер в «Коммандо», Вашингтон достаточно харизматичен, чтобы публика все-таки болела за него, даже когда он с бандитами в разных умственных категориях. К тому же всегда приятно видеть собранного, предусмотрительного, изобретательного и неустрашимого человека, который защищает униженных и оскорбленных – от несовершеннолетней русской проститутки до пожилой мексиканской поварихи. Всего вышеперечисленного вполне достаточно для увлекательного (хотя и слегка затянутого) фильма, и многие западные критики сочли, что ничего другого в «Уравнителе» нет. «Героический герой против злодейских злодеев» – обычное, традиционное голливудское кино.

Кадр из фильма «Великий уравнитель»

Мы, однако, считаем, что у ленты есть второе дно, не особенно очевидное, но показывающееся внимательному зрителю. Ключом к нему служит фраза, вынесенная на постер: «Что ты видишь, когда смотришь на меня?» И действительно, что? Да, МакКолл кажется обычным американским героем. Но почему в начале фильма он страдает от бессонницы? И почему, как только он вновь начинает убивать, он засыпает как младенец? Почему он настаивает на том, что обещал покойной жене бросить свою прошлую работу, – разве нормальному человеку нужно давать слово, чтобы перестать убивать? Нормальный пенсионер спецподразделения, опять же как герой «Коммандо», не смотрит назад и радуется, что больше не проливает кровь. И наконец, почему МакКолл редко пользуется обычным оружием и старается убивать странно и изощренно, с помощью то штопора, то колючей проволоки, то короткого замыкания? Только ли потому, что разнообразный экшен смотрится лучше, чем монотонная пальба?

Кадр из фильма «Великий уравнитель»

Ответ, как нам кажется, можно найти в сериале «Правосудие Декстера». На наш взгляд, МакКолл, как и герой известного шоу, жаждет убивать. Он мучается, когда не проливает кровь, и наслаждается, когда садистски карает своих жертв и они умирают у него на глазах. Но он слишком высокоморален и дисциплинирован, чтобы убивать кого попало. Поэтому он становится «народным мстителем», и поэтому он раньше служил в ЦРУ – чтобы убивать с чистой совестью, во имя высоких интересов.

Верная ли это интерпретация «Уравнителя»? Не факт – фильм не влезает герою в голову и позволяет зрителям самим выбрать устраивающую их трактовку. Но сама возможность «негероического» понимания ленты делает картину куда более интригующей, чем обычные фильмы такого рода. При желании в «Уравнителе» можно даже увидеть политическую аллегорию (кто у нас любит убивать под флагом добра и справедливости?). А этим, согласитесь, могут похвастаться лишь немногие триллеры. Особенно те, которые на первый взгляд кажутся занимательными, но плоскими.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?