Захватывающий и неожиданно интригующий триллер, в котором Дензел Вашингтон дает прикурить русским бандитам
Захватывающий и неожиданно интригующий триллер, в котором Дензел Вашингтон дает прикурить русским бандитам.
Роберт МакКолл (Дензел Вашингтон) – скромный и одинокий работник строительного магазина, который дружит с сослуживцами, прилежно трудится и на досуге читает классические романы. В нем нет ничего примечательного – но только на взгляд непосвященных. Те, кто причастен к государственным тайнам, знают, что МакКолл – бывший агент ЦРУ, который вышел из игры после многих лет секретных операций. Однако ЦРУшники бывшими не бывают. Когда русскую проститутку Алину (Клои Грейс Морец) до полусмерти избивает сутенер, в МакКолле, знающем девушку по полуночным чаепитиям в закусочной, просыпается убийца, и мужчина безжалостно расправляется с мучителями Алины. Узнав об этом, русская мафия присылает в город своего представителя (Мартон Чокаш), которому приказано примерно наказать всех, кто бросил вызов его могущественной организации.
«Великого уравнителя» можно оценивать двояко. Можно не обратить внимания на разбросанные по картине намеки и сказать, что это прямолинейный, почти в стиле 1980-х, кровавый триллер, в котором доблестный герой зачищает Бостон от русских мафиози и американских копов-коррупционеров, чтобы милые девушки вроде Алины и славные парни вроде Ральфи, недотепистого сослуживца МакКолла, могли мирно жить-поживать и добра наживать. Правда, «Уравнитель» все же не так прост, как «Коммандо». Режиссер Антуан Фукуа поровну разделил два часа экранного времени между жесткими боевыми эпизодами и напряженными «разговорными» сценами, в которых МакКолл и его почти столь же хитрый и проницательный русский визави играют в детективные кошки-мышки (один пытается разобраться, кто убивает его подчиненных, а другой старается замести следы, чтобы не превратиться из хищника в жертву).
Однако это не то кино, которое заставляет зрителей усомниться в исходе событий. Как только лента сбрасывает с МакКолла маску добряка-интеллигента и демонстрирует испещренное тюремными татуировками тело «Тедди» (персонаж Чокаша живет под английским псевдонимом), становится ясно, что рано или поздно они сойдутся в открытом бою. Можно даже предсказать, где это случится. Намек – герой не просто так работает в строительном магазине!
По меркам лучших триллеров МакКолл, пожалуй, слишком крут и неуязвим, и в большинстве сцен переживать нужно не за него, а за его жертв. Но, как и Шварценеггер в «Коммандо», Вашингтон достаточно харизматичен, чтобы публика все-таки болела за него, даже когда он с бандитами в разных умственных категориях. К тому же всегда приятно видеть собранного, предусмотрительного, изобретательного и неустрашимого человека, который защищает униженных и оскорбленных – от несовершеннолетней русской проститутки до пожилой мексиканской поварихи. Всего вышеперечисленного вполне достаточно для увлекательного (хотя и слегка затянутого) фильма, и многие западные критики сочли, что ничего другого в «Уравнителе» нет. «Героический герой против злодейских злодеев» – обычное, традиционное голливудское кино.
Мы, однако, считаем, что у ленты есть второе дно, не особенно очевидное, но показывающееся внимательному зрителю. Ключом к нему служит фраза, вынесенная на постер: «Что ты видишь, когда смотришь на меня?» И действительно, что? Да, МакКолл кажется обычным американским героем. Но почему в начале фильма он страдает от бессонницы? И почему, как только он вновь начинает убивать, он засыпает как младенец? Почему он настаивает на том, что обещал покойной жене бросить свою прошлую работу, – разве нормальному человеку нужно давать слово, чтобы перестать убивать? Нормальный пенсионер спецподразделения, опять же как герой «Коммандо», не смотрит назад и радуется, что больше не проливает кровь. И наконец, почему МакКолл редко пользуется обычным оружием и старается убивать странно и изощренно, с помощью то штопора, то колючей проволоки, то короткого замыкания? Только ли потому, что разнообразный экшен смотрится лучше, чем монотонная пальба?
Ответ, как нам кажется, можно найти в сериале «Правосудие Декстера». На наш взгляд, МакКолл, как и герой известного шоу, жаждет убивать. Он мучается, когда не проливает кровь, и наслаждается, когда садистски карает своих жертв и они умирают у него на глазах. Но он слишком высокоморален и дисциплинирован, чтобы убивать кого попало. Поэтому он становится «народным мстителем», и поэтому он раньше служил в ЦРУ – чтобы убивать с чистой совестью, во имя высоких интересов.
Верная ли это интерпретация «Уравнителя»? Не факт – фильм не влезает герою в голову и позволяет зрителям самим выбрать устраивающую их трактовку. Но сама возможность «негероического» понимания ленты делает картину куда более интригующей, чем обычные фильмы такого рода. При желании в «Уравнителе» можно даже увидеть политическую аллегорию (кто у нас любит убивать под флагом добра и справедливости?). А этим, согласитесь, могут похвастаться лишь немногие триллеры. Особенно те, которые на первый взгляд кажутся занимательными, но плоскими.