«Пот! Мне нужно больше пота!» – зовет гримеров Алексей Чадов, исполнитель роли российского мастера по смешанным единоборствам. Алексей немного лукавит – семь потов с него сходит и без посторонней помощи, в восьмиугольнике на съемках кинокартины «Борец» нет времени на отдых. Film.ru побывал на рабочей площадке нового фильма и оценил боевой потенциал Алексея Чадова
Название «Борец» отнюдь не означает, что картина ограничится рингом и спортзалом. Режиссер Нурбек Эген («Пустой дом», «Шахта») и сценарист Олег Маловичко («Домовой», «Тиски») границы расширяют – их главный герой Виктор не только боец на площадке, он привык с открытым забралом встречать и жизненные вызовы, а силу его кулака могут почувствовать не одни соперники на пути к титулу чемпиона мира, но и негодяи в обыденной жизни. Дорожащий честью спортсмена Виктор отказывается выступать в договорной схватке, чем наживает себе могущественного врага, но не для того герой фильма посвятил свою жизнь тренировкам, чтобы уступить важнейшую схватку в своей жизни. Вызов принят, на кону не только достоинство, любовь и жизнь Виктора, финальная схватка станет гордостью страны!
На три дня в начале мая одна из спортивных арен Подмосковья временно стала залом, где проводятся международные соревнования среди бойцов-специалистов по смешанным единоборствам. В центре зала выстроен знаменитый восьмиугольный ринг, огороженный сеткой, семьсот человек массовки по команде ассистента режиссера изображают неистовое боление, под светом софитов на белоснежном покрытии спортплощадки спортсмены наносят друг другу ощутимые даже за несколько метров от боя удары. Исполнителя главной роли в фильме «Борец» Алексея Чадова не узнать – актер превратился в настоящую машину, каждую свободную минуту отжимается или тягает гантели, внешне на ринге Алексей нисколько не уступает соперникам, специально подготовленным каскадерам, опытным спортсменам и настоящим бойцам.
Пока Алексей и его соперник в восьмиугольнике на репетиции доводят до автоматизма свой головокружительный бесконтактный «танец», мы обсуждаем то, насколько атмосфера, созданная в кадре, соответствует происходящему на настоящих соревнованиях, с президентом Московской областной федерации смешанных боевых единоборств (Союз ММА России) Виталием Жмаком, консультантом фильма: «Создатели картины неспроста обратились к нам за помощью, зрители моментально почувствуют любую фальшь, поэтому мы тщательно следим за тем, чтобы не было карикатурности, чтобы не переигрывали актеры, чтобы соответствовал настоящему ринг, собранный для фильма, чтобы были соблюдены традиции и ритуалы, принятые у спортсменов, тренеров, судей и организаторов подобных соревнований. То, что сделано сейчас, максимально приближено к реальности и на ринге, и вне его».
Тем временем свет установлен, последние наставления массовке и актерам второго плана розданы, свое добро на начало съемок дает оператор Максим Осадчий, за плечами которого полтора десятка фильмов, среди которых такие работы, как «9-я рота», «Обитаемый остров» и «Сталинград». Актеры в последний раз приводят в порядок грим, звучит команда «Мотор!», а мы обращаемся к постановщику боевых сцен, специалисту Action Studio Kun-Do Роберту Куну: «Наша команда ставит все боевые сцены фильма, мы уже успели отснять две сцены в Санкт-Петербурге, одна из которых – уличная драка один на одиннадцать, которая выпала на долю героя Алексея Чадова. Главная задача для нас заключается в том, что сцены боев в восьмиугольнике и на улице, конечно, должны отличаться, но при этом персонаж Алексея должен в обоих случаях оставаться спортсменом, человеком подготовленным, выделяться на фоне бандитов, не имеющих техники».
На наших глазах за сеткой восьмиугольника разворачивается многоходовая схватка между двумя атлетами, в которых сложно узнать актеров, настолько мастерскими выглядят движения бойцов. Роберт Кун продолжает: «Алексей провел массу времени в спортзалах, набрал фантастическую форму, мы же в это время разработали хореографию боевых сцен. Будучи подготовленным и натренированным, хореографию он без проблем изучил и исполняет. Сейчас мы прибегаем к помощи дублера очень и очень редко, это лишь те моменты, когда со всей силы нужно бросить человека на ринг. Я уверен, что и Алексей мог бы это сделать, но я не хочу, чтобы это было исполнено им самим, мы его бережем. У нас очень аккуратный, тщательный подход ко всему, несмотря на всю сложность сцен, за прошедшие съемочные дни у нас не было ни одной травмы, никто не получил ни единого синяка. Помимо того что уже снято, в картине запланировано еще семь боевых сцен, фильм будет насыщен экшеном, будут бои в ринге, будут бои вне ринга, но это уже детали сценария, которые разглашать я не имею права».
Чтобы узнать о том, как Чадов набрал такую спортивную форму, мы снова беседуем с Виталием Жмаком: «Алексей профессионал, его не нужно было уговаривать идти в зал тренироваться, он сам прекрасно все понимал и отдавался спорту всем телом и душой. С самого начала у него был собственный тренер Сергей Житниковский, известный специалист в своей области, поэтому я подключился только в последний месяц подготовки, и то скорее как наблюдатель и консультант. С Алексеем мы пересмотрели тысячи записей реальных боев, от самых известных до редких и эксклюзивных, выбрали стиль, под его форму подобрали технику боя. Решили, что бой в стойке будет выглядеть более зрелищно и динамично. Сейчас Алексей так разогнался, что может действительно достойно выступать в реальных соревнованиях, больше того, я знаю, что он намерен продолжить заниматься и после окончания съемок в “Борце” – ринг его захватил».
В съемочном процессе тем временем наметился перерыв, техники переставляют камеры и свет, массовка перемещается на соседнюю трибуну для съемок с другого ракурса, а мы получаем возможность задать несколько вопросов исполнителю главной роли Алексею Чадову.
– Что для вас лично значит участие в фильме «Борец»?
– На самом деле воплотилась моя мужская актерская мечта – я всегда мечтал сыграть боксера, ну а уж бойца по смешанным единоборствам тем более. Я снимался в спортивных картинах, но здесь совсем иной уровень.
– Чем «Борец» радикально отличается от других ваших работ?
– В первую очередь это серьезный фильм, серьезная работа, большая и очень сложная роль, здесь люди хотят сделать серьезное кино, здесь собрались большие профессионалы. Предыдущие работы, связанные со спортивным жанром… Картина о Харламове была малобюджетная телевизионная история, «Чемпионы» – фильм состоит из нескольких новелл, там невозможно было полностью раскрыть образ Ильи Ковальчука. Это все были, если можно так сказать, наброски. Здесь же – большая роль, драматическая история, серьезная завязка, профессиональный подход. Профессиональный в первую очередь в том, что мне дали возможность подготовиться. Недостаточно просто надеть шорты, два раза в спортзале ударить по груше, так такую роль не взять, это невозможно. Когда ты выходишь на ринг в бойцовских трусах, ты понимаешь что твой костюм – это твое тело, и его невозможно сыграть, его нужно реально иметь. Нужно было в прямом смысле стать бойцом! Чтобы мышцы заработали верно, чтоб мозоли появились, чтоб каждый удар был отработан, это большой объем работы.
– Как со спортивной стороны готовились к съемкам?
– Когда я прочитал сценарий, я собрал сумку и отправился в спортзал, и с того момента я занимался 4-5 раз в неделю, а иногда мы делали 2 тренировки в день. В остальные дни я восстанавливался, и так 6 месяцев. Так как я не хотел использовать гормоны и химию, я понимал, что меня ждет просто адский труд, и сначала я взял несколько уроков по боевому самбо. Ранее я занимался боксом, и это помогло мне быстро вспомнить основы ударной техники. Потом меня готовил действующий боец ММА Сергей Житниковский, он многому меня научил – драться руками ногами, растяжки, борьба в партере; иногда мы тренировались на улице, помимо всего этого, мне нужно было закачивать тело в тренажерном зале: особое питание, белки, добавки и режим, безусловно. В общем, настоящая жизнь бойца, со всеми вытекающими.
– Травмы вас минули?
– За неделю до съемок растянул себе плечо. Так было обидно: готовился полгода, вышел на пик формы, а руку поднять не могу, и первые съемки, как назло, связаны были с боевым уличным экшеном. Ну, в общем, залечился мазями, уколами, как мог, вроде сняли.
– Ваш герой участвует в международных соревнованиях, где даже выход на ринг превращается в маленькое шоу. Чем выделяется Виктор по прозвищу Русский молот?
– Если вы обратили внимание, то русские бойцы в реале обычно очень скупы на подобные представления. У нас особый славянский стиль: никакой клоунады и театральности – спокойствие и духовная заряженность. Это тоже немаловажная часть в слагаемых победы.
– Взрыв патриотизма в стране не давит на вас в связи с темой противостояния вашего героя с американским, например, бойцом?
– Нет. У меня в патриотизме никогда недостатка не было. Я люблю свою страну, свою Родину и не стесняюсь об этом говорить. Мой патриотизм не заключается в том, забивает наша сборная гол или нет, не ограничивается ценами в магазинах, он с этим совсем не связан, я просто люблю Россию, поэтому мне совсем не сложно играть гордость своего героя победой во имя Родины.
– Это на ринге, а каков ваш герой вне спорта?
– Если честно, то до конца я еще и сам для себя не готов дать на этот вопрос ответ, я нахожусь в поиске, в работе. Но в первую очередь мой герой настоящий борец с характером, он чемпион.
К сожалению, мы не успеваем расспросить Алексея о его партнерах по фильму, актера срочно вызывают обратно на площадку, нужно повторить одну из сцен, режиссеру нужен новый ракурс. А ведь «Борец» в кадре соединит Чадова с Оксаной Акиньшиной («8 первых свиданий», «Высоцкий. Спасибо, что живой»), она исполнит роль возлюбленной Виктора Веры, расставание с которой едва не ставит крест на чемпионской карьере спортсмена. Роль же главного злодея в картине, бывшего одноклассника, а ныне жуликоватого букмекера по кличке Акула сыграет Антон Шагин, знакомый зрителям по «Стилягам». Необычный образ для актера, которого зрители привыкли видеть в романтических, далеких от криминала лентах. Сегодня их на площадке нет, но зато парой слов мы успеваем переброситься со спарринг-партнером Алексея на ринге, спортсменом и каскадером Ги Грином Джуниором Кристоферсоном, исполняющим роль американского бойца Кормана, соперника Виктора в международном турнире по смешанным единоборствам. Опыт его в такого рода работе невозможно преувеличить, совсем недавно, например, Ги принимал участие в съемках экшен-сцен для фильма «Первый мститель: Другая война».
– Ги, что скажете об Алексее, как он вам на ринге?
– О! Он фантастический! Мы очень быстро нашли общий язык, он очень приятный в общении парень, а это всегда очень важно в такой работе, как у меня. Мы хоть и выполняем удары с заранее отрепетированным сценарием, но без доверия здесь не обойтись. А доверие невозможно без понимания. Кроме того, мы обмениваемся знаниями – я Алексея научил некоторым приемам, а он меня учит актерскому мастерству.
– А для вас что самым сложным показалось в фильме?
– У меня сложности не в кино, а в жизни. Труднее всего, на самом деле, приспособиться к смене часового пояса. Я прилетел совсем недавно, и просыпаться по утрам для меня до сих пор проблема. Поспать получается всего два-три часа, хорошо, что на съемках мне некогда дремать, бьемся мы на полную катушку.
Снова звучат указания режиссера собраться на площадке актерам и массовке, и внимание зрителей и съемочной группы опять направлено на залитый светом восьмиугольник. Нурбек Эген беседовать с прессой отказывается, погружен в работу с головой, Максим Осадчий неуловим, закутанный в черное, он беззвучной тенью перемещается по площадке, отдавая распоряжения своим помощникам, гримеры наносят на лица актеров на ринге следы крови – идет подготовка к съемке сцены объявления победителя в схватке. Мы подсмотрели, чью руку поднял вверх рефери, однако не станем раскрывать все карты – зрители все увидят сами в 2015 году, когда «Борец», созданный силами компании «Всемирные Русские Студии» и продюсера Юрия Сапронова, выйдет на большие экраны большой страны.