Этому криминальному триллеру отчаянно не хватает энергии и драйва. Как привыкший к поводку пес, «Общак» никак не может отойти от ноги хозяина и стартовать, тем самым теряя впустую весь запал
В самом сердце Бруклина одинокий, не слишком общительный и с виду не самый смышленый молодой человек по имени Боб работает барменом в небольшой забегаловке своего кузена Марва. Десяток лет назад мафия отжала у Марва бар, и теперь тот вынужден не только отдавать долю новым хозяевам, но и предоставлять свое заведение для нужд бандитов – время от времени в бар свозят грязную наличку со всего города. Пока Боб пытается наладить отношения с не особенно дружелюбной случайной знакомой, а Марв ищет способы утрясти свои финансовые проблемы, бар становится целью для грабителей, вздумавших нагреть мафиозных боссов.
Нам отсюда судить, безусловно, сложно, мы знаем Нью-Йорк с несколько иной, туристической стороны, поэтому с ходу обвинять режиссера «Общака» Михаэля Р. Роскама в очернении «Большого яблока» не станем, однако мрак, напущенный фильмом, серьезно напрягает. Зрители не просто попадают в вязкую атмосферу некоторого подобия модернового нуара, нас словно переносят во времена разгула бандитизма и преступности в Нью-Йорке. Хочется сказать: «Эй! А где же знаменитые нью-йоркские дни без единого преступления? Нам что, врали в новостях?» Что ж, у Роскама свой взгляд на современный Бруклин. Давайте взглянем вместе с ним, что творится на улицах города с наступлением темноты.
«Общак» ни в коем случае не желает выглядеть банальным криминальным триллером, а потому делает все, чтобы зрителя запутать. Для начала, картина делится на два распараллеленных сюжета. Один фокусируется на том, что происходит внутри бара Марва, где случился небольшой инцидент с нападением неизвестных грабителей, в результате которого Марв и Боб получили проблемы с чеченской крышей на ровном месте. Параллельно с этим развивается внерабочая линия Боба, отшельника, который находит щенка питбуля и на почве попыток выходить и воспитать пса знакомится с Надей, девушкой не самого похвального прошлого. Пока по восходящей идет взаимный романтический интерес между Надей и Бобом, все жарче распаляется и криминальная сторона картины, ведущая к предсказуемо кровавому финалу.
Казалось бы, вот оно! Вот достойный триллер, способный удерживать зрителя в кресле прописанные Голливудом сто минут. Но не так-то все очевидно. Увы, «Общак» – не та картина, которая будет воспринята однозначно. Речь даже не о том, что в фильме нет очевидно положительных и безусловно отрицательных героев, к этому мы привыкли. Не напугаешь нас и кровью, жестокостью или крепким словцом. Беда «Общака» в том, что на все про все у фильма есть лишь один полновесный сюжетный крючок да вполне предсказуемый сюжетный поворот с инициатором ограбления. Остальное – лишь создание пресловутой атмосферы, перемалывание воды в ступе да попытка придать глубины поверхностным персонажам картины.
Да, как бы хорош ни был в «Общаке» Том Харди, удивлять вас или превозмогать себя здесь он не стремится. Больше того, временами его мимика, очень точно пародирующая старика Брандо в «Крестном отце», и шаркающая походка альтернативно одаренного дуболома откровенно раздражают. Харди умеет играть в самых разных образах, «Бронсон» и «Лок» тому свидетели, но молчун Боб, переспрашивающий очевидные вещи, мямлящий и чаще, чем нужно, проваливающийся в себя – роль не самая лучшая в карьере актера. Еще хуже пришлось Гандольфини, слова его персонажа – это словно собранные генератором случайного поиска фразы из того же «Клана Сопрано». Немного стариковского брюзжания, немного грубости, деловое отношение ко всему, жажда отмщения и поиск собственной, только Марву понятной справедливости. Скучно. Нечего сказать хорошего и о Нуми Рапас, которой, впрочем, просто не хватило экранного времени, чтобы подать свою героиню более объемно и «вкусно». В результате подлинная энергия исходит только от местного «психа» в исполнении Маттиаса Шонартса, остальные разве что не зевают в кадре.
И все же отмахиваться от «Общака» тоже не стоит. Пусть это не самая выдающаяся криминальная драма, но время от времени и здесь вспыхивает жизнь. Есть свои пять минут достойного похвалы монолога у Харди, есть пара молчаливых планов Гандольфини (нам остается лишь провожать этого ушедшего от нас актера сочувственным взглядом), есть финальный твист – предсказуемый и в какой-то мере даже мягкий по сравнению с жанровыми соседями. Наконец, обязательные философствования о месте человека в жизни, о расплате за грехи, о должниках и просящих присутствуют, а значит, можно смело говорить, что кино это не только для глаз, но и для души.
Просто не нужно ожидать от ленты слишком многого – будет стрельба, будут трупы, но будет и манная каша во рту и собачьи какашки на ковре гостиной. Автор все спишет на одиночество и старые грехи, как будто зрителю от этого легче.