"Фрост против Никсона" оказался не столько политической драмой, сколько невероятно напряженным триллером про смертельный поединок гламура и власти.
Безвредный придурок Дэвид Фрост, ведущий популярных шоу в Австралии и Англии, счастливый обладатель синих глаз, модной шевелюры, дорогих рубашек и итальянских ботинок, с любопытством следит за Уотергейтом и падением Ричарда Никсона. Рейтинги новостных сюжетов о скандале зашкаливают и когда церемонию ухода Никсона из Белого дома посмотрело 400 000 000 человек, Фрост решается. Он возьмет интервью у Ричарда Никсона – в конце концов, брал же он интервью у Bee Gees. Никсон соглашается – ему нужны деньги и возможность реабилитироваться. Уверенный, что легко найдет поддержку телеканалов и рекламных спонсоров, Фрост начинает действовать. После записи первой же части этого телеинтервью становится понятно, что грядет катастрофа: спонсоров нет, каналы отказались, все деньги Фроста на кону, как и его карьера, а хитрый лис Никсон играет с привыкшим к легкой добыче противником как кот с тараканом.
Но вышло, как известно, иначе. Интервью Фроста стало классикой: раздавленный Никсон делает признания, навсегда перечеркнувшие его надежды вернуться в политику. Для американцев это один из ключевых моментов в новейшей истории США. Для оскаровских киноакадемиков, которые будут выбирать "Лучший фильм года", на который «Фрост против Никсона» номинирован, фильм – крайне актуальное политическое высказывание, сравнения с Бушем очевидны.
Впрочем, если и есть причины отправиться на "Фрост против Никсона" здесь, в России, где уже смутно помнят упомянутые в картине русские фамилии членов делегации Брежнева, гостившего у Никсона в его поместье, то они не имеют отношения к политической истории. Сценарий по собственной сверхуспешной пьесе написал Питер Морган, самый талантливый реконструктор обстоятельств жизни знаменитостей – «Королева» /Queen, The/ (2006), «Последний король Шотландии» /Last King of Scotland, The/ (2006), «Еще одна из рода Болейн» /Other Boleyn Girl, The/ (2008) принадлежат его перу, усидчивости в изучении архивов и воображению. Поставил фильм Рон Хауард, автор «Кода Да Винчи» /Da Vinci Code, The/ (2006) и «Игр разума» /Beautiful Mind, A/ (2001), режиссер умный и простодушный одновременно. В других руках история знаменитого интервью превратилась бы в умную разговорную драму, но эти двое сделали из нее невероятно напряженный триллер, хоть для этого и понадобилось пренебречь кое-где хорошо задокументированной исторической правдой. Два человека, оба в шаге от бездны, ослепительно улыбаются на камеры, зная, что одного из них в конце ждет позор и забвение – это завораживает. А учитывая невероятные работы Фрэнка Ланджеллы (Никсон) и Майкла Шина (Фрост) – вдвойне.
В итоге, правда, простодушие Хауарда победило. Никсон и Фрост так и остаются загадками, умница Ребекка Холл, сыгравшая любовницу Фроста, слоняется по экрану только для того, чтобы разбавить мужской мир большой политики и большого шоу-бизнеса хотя бы одной юбкой.
Но остается главное. "Фрост против Никсона" рассказывает не только о соблазнах власти, которые привели Никсона к падению, не только о власти ТВ, научившемся в те годы превращать политику в шоу. Возможно, что неожиданно для своих создетелей, фильм рассказывает о самой власти.
О том, что власть – это тайна. И о том, что сопротивляться ее обаянию невозможно, если подойти слишком близко.