Очаровательный европейский мультфильм о двух семьях животных, спасающихся от всемирного потопа
Когда царь зверей Лев объявляет, что миру грозит потоп и что все животные должны собраться у Ноева ковчега, в путешествие среди прочих отправляются гнездовики – отец Дейв и сын Финни. Эти причудливые, ни на кого не похожие создания славятся тем, что могут в любом месте соорудить уютный домик с крышей, стенами и ковриком у порога. Прибыв на регистрацию, Дейв и Финни узнают, что Ной не включил гнездовиков в свой список и что на ковчеге для них места нет. Хотя им все же удается проникнуть на судно под видом кошкообразных грюмов, во время отплытия непоседливые Финни и девочка-грюм Леа случайно остаются на суше. Пока их родители пытаются заставить экипаж развернуть ковчег и спасти детей, Финни и Леа забираются на самую высокую гору, чтобы переждать наводнение.
Коммерческим мультфильмам, нарисованным за пределами основных анимационных стран (в настоящее время это США, Япония и отчасти Франция), трудно впечатлить взыскательных критиков. В то время как артхаусные рисованные ленты соревнуются с себе подобными малобюджетными произведениями искусства, коммерческие картины состязаются с дорогостоящими блокбастерами ведущих студий, и у них почти нет шансов победить фильмы, в каждый кадр которых вложено больше труда, чем в целые сцены среднебюджетных постановок.
Тем приятнее, придя в кино на нераскрученную ленту из второстепенной анимационной державы или держав («Упс… Ной уплыл!» нарисована аниматорами Германии, Бельгии, Ирландии и Люксембурга), увидеть фильм, которому не хочется делать скидок. Нет, мы не хотим сказать, что режиссеры Тоби Генкель и Шон МакКормак создали полнометражный шедевр, который будет претендовать на «Оскар», или что их картина нарисована столь же качественно, как ленты Disney или Pixar. Но это по-настоящему, по-голливудски увлекательный мультфильм, который может порадовать маленьких детей и приятно удивить взрослых. Так, его финальный сюжетный поворот (объяснение того, почему Ной не всех животных внес в список ковчега) гениален в своей неожиданной простоте, и он оставляет в голове отличное «послевкусие» – большая редкость для любого современного кино, снятого или нарисованного.
Библейское имя в заглавии может отвратить от картины тех, кто не хочет показывать детям религиозную пропаганду, но в «Ное» религией почти не пахнет. Бога в фильме никто не поминает, а заглавный патриарх и его семья в кадре не появляются. «Ной» – это не пересказ библейских событий, а вдохновленная древней легендой история о выживании в экстремальной ситуации, о дружбе между очень разными существами и о любви детей и родителей, которая преодолевает любые испытания.
Сюжеты такого рода часто ставят во главу угла мужество и смелость. Вспомним, например, блестящую пиксаровскую ленту «В поисках Немо», где и отцу, и сыну пришлось брать уроки храбрости. В «Ное» Дейв и Финни тоже ведут себя решительнее, чем обычно, но основным «оружием» маленьких героев оказывается не их смелость, а их изобретательность – их инженерный талант, позволяющий мгновенно сооружать впечатляющие по сложности приспособления и даже здания.
В итоге жизненные уроки из их драматичного совместного приключения выносят не столько гнездовики, сколько грюмы, привыкшие полагаться только на себя и на свои когти. Самодостаточность – это хорошо, но в критической ситуации лучше иметь друга, который может в разгар бури построить уютный домик с ковриком! Как часто мы видим мультфильмы, прославляющие героев-строителей, а не героев-победителей? А ведь в реальной жизни первое важнее второго. Впрочем, «Ной» не противопоставляет таких персонажей, а показывает, как важно существам разных способностей работать вместе и, дополняя и поддерживая друг друга, добиваться успеха.
Помимо колоритных и необычных персонажей (дизайн гнездовиков – это просто праздник детского сюра!) и безупречной морали «Ной» блещет обилием шуток и гэгов и лишь в паре случаев опускается до «туалетного» юмора. Правда, в голливудских мультфильмах шутки смешнее, но здесь определенно есть над чем посмеяться. Также приятно, что герои не только сражаются со стихией и штурмуют неприступные горы, но и отбиваются от летающих врагов, которые пытаются полакомиться малышами. Чем больше препятствий, тем увлекательнее кино!
Другое дело, что графика «Ноя», при всем ее обаянии, до голливудского стандарта недотягивает, и фильм не настолько тонок и глубок, как лучшие американские ленты. Как уже говорилось, это не шедевр. Но это и не картина, которую можно спокойно проигнорировать, если ваши дети любят ходить в кино и смотреть мультфильмы. Цену билета «Ной» с лихвой оправдывает.