Шведский детективный триллер о расследовании самого громкого дела о серийном убийце в истории Швеции — от режиссёра «1408» и «Зла».
После успешного документального фильма о массовых поджогах, в которых, как оказалось, обвинили совсем не тех людей, уважаемый журналист Ханнес Растам (Йонас Карлссон) вместе с помощницей берётся за новое дело — он разглядывает в прогремевшем на всю Швецию судебном процессе предполагаемого серийного маньяка Стуре Бергвалла (Давид Денсик) некоторые нестыковки. По мнению Ханнеса, так легко осуждённый Стуре, будучи душевнобольным, вполне мог оклеветать себя, и всё дело — одна огромная ошибка, из-за которой куча настоящих преступников так и не были осуждены. Он добивается аудиенции у Стуре и начинает разбираться: сидит перед ним хитрый маньяк или всего лишь жертва человеческих предубеждений?
Затесавшийся между громких премьер шведский «Идеальный пациент» — фильм не настолько скромный и непритязательный, как может показаться на первый взгляд. За его режиссёрским штурвалом Микаэль Хофстрём, чьё имя, может, ничего вам и не говорит, зато заслуги вполне впечатляют. Уже со вторым своим фильмом, драмой «Зло», он ездил на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке», а позже, перебравшись в Голливуд, снял одну из удачнейших экранизаций Стивена Кинга, хоррор «1408». Позже, правда, былых успехов не повторил и после ностальгического боевика «План побега» вернулся в родную Швецию, где взялся за очень амбициозный проект — фильм-расследование «Идеальный пациент», посвящённый самому громкому судебному делу в истории страны. Делу Стуре Бергвалла, душевнобольного мужчины, которого осудили за 8 зверских убийств (признался он ещё в нескольких десятках), толком и не разобравшись, совершал ли он их на самом деле.
«Идеальный пациент» похож сразу на все популярные «маньячные» триллеры с тем лишь нюансом, что знакомые тропы он как бы переворачивает на 180 градусов. Это и анти-«Молчание ягнят» — с той же занимательной динамикой отношений маньяк-детектив (только здесь роль детектива отошла журналисту), но где первый — не эффектный психопат, а обычный тихий мужичок, из тех, что обычно, к огромному удивлению соседей и родных, и становятся убийцами в настоящей жизни. Но также это и анти-«Зодиак» — с той лишь разницей, что тут преступник заранее известен, и все в его преступности абсолютно уверены, а задача журналистов как раз в том, чтобы эту уверенность пошатнуть. Единственное, на что фильм абсолютно не похож, — на типичные скандинавские детективы, холодные и угрюмые: видимо, сказывается долгий опыт Хофстрёма именно как голливудского постановщика.
У Хофстрёма нет свойственной, допустим, Томасу Альфредсону морозной созерцательности — его фильм очень динамично меняет тональности и темы, порой даже слишком торопясь уместить все мелкие драмы и большие открытия в свой двухчасовой хронометраж. Совсем невесёлую историю о смерти (кроме, очевидно, жертв маньяка старуха с косой тут поджидает и главного героя — реального журналиста Ханнеса Растама, у которого прямо посреди расследования обнаружили рак мозга) и, в перспективе, ужасающей судебной ошибке он рассказывает необычайно бодро, в иные моменты напоминая задорные драмеди Адама МакКея с их клиповым монтажом и риторическими отступлениями.
Правда, в отличие от последнего, «Идеальному пациенту» жутко не хватает повествовательной целостности — сюжетная и настроенческая чехарда легко может утомить ближе ко второй половине. Иногда из-за всех этих резких перескоков, не дающих фильму шанса сфокусироваться на чём-то одном, местное расследование идёт будто бы самотёком, в нём не чувствуется той радости открытия, что всегда преследует подобные истории. Спасает только сам герой Стуре Бергвалла и его расслабленные, но в то же время жутко накалённые диалоги с Ханнесом Растамом — в них и череде флешбэков рождается очень важная история, с мрачной иронией высмеивающая полицейскую систему (не так мастерски, как «Воспоминания об убийстве» Пон Джун-хо, но всё же) и увязшую в устаревших фрейдистских трактовках психологию.