
Совсем недавно на Netflix вышла очередная адаптация литературы Джейн Остин. «Сколько можно?» — спросите вы. Эпоха Регентства вместе с эрой корсетов давно позади, былые нравы стерлись вихрем столетий, но перестать читать и экранизировать романистку, к счастью, никто не собирается. Вневременные темы, феминистские мотивы и, конечно, очаровательные персонажи — все это обеспечивает Остин вечную жизнь. Собрали семь не похожих друг на друга картин, среди которых вы точно найдете что-нибудь на свой вкус.
Совсем недавно на Netflix вышла очередная адаптация литературы Джейн Остин. «Сколько можно?» — спросите вы. Эпоха Регентства вместе с эрой корсетов давно позади, былые нравы стерлись вихрем столетий, но перестать читать и экранизировать романистку, к счастью, никто не собирается. Вневременные темы, феминистские мотивы и, конечно, очаровательные персонажи — все это обеспечивает Остин вечную жизнь. Собрали семь не похожих друг на друга картин, среди которых вы точно найдете что-нибудь на свой вкус.
Разговор о Джейн Остин следует начать с главного детища, прославившего дочь приходского священника на весь мир. «Гордость и предубеждение» — безусловно, наиболее цитируемый и любимый публикой роман авторки. Сестры Беннет не один раз прорывались на экраны: до картины Джо Райта зрители успели оценить мини-сериал с Колином Фертом в главной роли. Однако, на наш взгляд, версия 2005 года может стать идеальным поводом для знакомства с экранизациями наследия Остин. От неприятного осадка от первой встречи до знаменитой сцены под дождем — режиссер осторожно прорисовывает ключевые моменты книги на фоне красот сельской местности Англии и роскошных бальных залов.
Острые на язык мистер Дарси и Элизабет выстраивают коммуникацию не только вербально. Внимательный зритель подметит, как случайное прикосновение в картине Райта может стать посланием, а едва брошенный взгляд — симптомом любви. Распахнуть душу не позволяет ни гордыня, ни английская учтивость, остается лишь протягивать другому руку, чтобы после от волнения и прилива чувств сжимать и разжимать ладонь.
Раз речь зашла о семействе Беннет, не будем уходить далеко и вспомним самую безумную адаптацию «Гордости и предубеждения». Впрочем, если быть точнее, то зомби-комедия Бёрра Стирса — это экранизация книги Сета Грэма-Смита, который написал пародию на классический роман.
Сюжет построен так же, как и первоисточник, за исключением того, что между танцами и распитием чая пятеро сестер вынуждены бороться с нашествием зомби. Оказывается, даже когда за окном вот-вот развернется полномасштабная война с ходячими мертвецами, юным леди необходимо искать себе достойного мужа. Нет причин расхваливать кровавую ленту, которая не стремится быть чем-то большим, чем высмеивание жанра и развлекательная жвачка. Но, будем честны, мир переполнен историческими картинами, многие из которых выглядят до ужаса одинаковыми. «Гордость и предубеждение и зомби» как минимум осмеливается задать вопрос: «А что изменится, если мы заполним пространство зомби и заставим Лиззи и Дарси драться друг с другом?»
Четвертый роман Джейн Остин является одним из самых экранизируемых произведений. Если вы предпочитаете классический вариант, то смело включайте картину с Гвинет Пэлтроу в главной роли. Если же вам интересен более современный взгляд, то стоит обратить внимание на Эмму с точкой.
Режиссерский дебют Отем де Уайльд больше посвящен форме, чем содержанию (в том смысле, что постановщица практически не меняет классический текст). Каждый кусочек обоев, букет в вазе, лоскуты платьев — все здесь представляет праздник цвета и света, столь созвучный характеру главной героини. Эмма — неприлично богата, живет с эксцентричным отцом и вмешивается в личную жизнь знакомых, ведь собственное замужество ее не интересует. Героиня Остин позволила себе откровенное высказывание, что, будучи при деньгах, искать мужа нет смысла. Революционное заявление для XIX века, когда брак был одновременно спасательным кругом для молодых девушек и обязательным пунктом в биографии. Впрочем, красивой свадьбы, конечно, не избежать. Как бы писательница ни внедряла феминистские нотки, публика неизменно требовала традиционного хеппи-энда.
Если говорить о модернизации языка Джейн Остин, то «Бестолковые» являются этаким золотым стандартом. Эми Хекерлинг взяла фундамент «Эммы» — чрезмерно уверенную в себе девушку, профессиональную сваху — и перенесла историю в реалии 1990-х годов. Деревня на юге Англии сменяется американским городком, где Эмма — Шер (Алисия Сильверстоун) — избалованная старшеклассница, а мистер Найтли — ее сводный брат (Пол Радд).
Зрители, знакомые с оригинальным сюжетом, распознают отсылки к книге, но фильм является вполне самостоятельным. Ведь благодаря драматургическому мастерству Хекерлинг «Бестолковые» ассоциируются не столько с толстым романом, сколько с подростковой культурой 90-х… и, конечно, гардеробом Шер.
Нетфликсовская экранизация последнего романа Остин разделила людей на два лагеря: первые гневно ставят низкие оценки и не могут смириться, что роль Энн Эллиот досталась Дакоте Джонсон, вторые с упоением смотрят, как актриса ломает четвертую стену и делится сокровенными секретами. Лента Кэрри Крэкнелл действительно воплощает то самое «современное видение» Джейн Остин, которого нам страшно не хватало. Энн чувствует себя лишней в кругу семьи, скучает по бывшему, пьет в одиночестве и бросается саркастическими замечаниями о женской судьбе. Героиня Джонсон освобождается от оков XVIII столетия и выглядит до боли живой и понятной современным зрительницам девушкой. Когда все романы прочитаны от корки до корки, а каждая экранизация давно просмотрена, чего еще желать, если не такой адаптации?
Первый роман Остин (который был опубликован лишь после смерти писательницы) остался в тени остальных книг и, кажется, меньше других интересует кинематографистов. На данный момент есть всего две экранизации «Нортенгерского аббатства»: то ли дело в менее захватывающем сюжете, то ли в трудностях переноса на экран иронического настроения текста.
Джейн Остин писала роман как пародию на популярный в то время готический жанр. Ее героиня — молодая девушка Кэтрин Морланд (Фелисити Джонс), которая зачитывается романами и мечтает разгадывать мрачные тайны. Когда соседи приглашают Кэти отправиться вместе с ними в Бат, юная особа тотчас соглашается и предвкушает новые приключения. Знакомство с хитрой Изабеллой (Кэри Маллиган), встреча с элегантным Генри Тилни (Джей Джей Филд) и, наконец, посещение таинственного замка — все это позволяет девушке дать волю своему воображению.
Помимо шести романов, признанных классикой, у Джейн Остин есть незаконченные тексты. Одним из таких стал «Сэндитон» — последняя попытка авторки подарить миру искрометную историю любви. Но, к сожалению, Остин не успела закончить начатое из-за прогрессирующей болезни и последующей скорой смерти.
Как мы знаем, девушка из графства Хэмпшир не получила заслуженного признания при жизни. Слава пришла позднее, и сегодня признаком истинной популярности Джейн является то, что даже незавершенные рассказы будоражат интерес публики. Для любителей сериального формата похождения Шарлотты Хэйвуд (Роуз Уильямс), прибывшей на новомодный курорт, — идеальный вариант досуга. «Сэндитон» является редким примером продолжительного сериала, который основан на творчестве Остин (шоу продлено на 3-й сезон!). Отсутствие оригинальной концовки не стало препятствием, а, напротив, дало сценаристам поле для размышлений и полную свободу действий.
Жизнь Джейн Остин, может, и была короткой, но мы готовы читать ее романы и смотреть новые и новые экранизации вечно.