После "Часа пик 2" с Джеки Чаном на "Поцелуй дракона" с его главным конкурентом Джетом Ли идешь не без содрогания. Слава богу, все опасения почти сразу оказываются напрасны. Ведь это очередной представленный нам продюсерский проект самого Бессона, и после всех "Такси", "Дансеров" и "Ямакаси" уже просматриваются тенденции. Чтобы обогнать "Час пик" и Голливуд вообще, надо не больше долларов, а больше воображения...
Джет Ли в фильме маленький, страшненький, с оспинами на лице – китаец, одним словом, причем именно из народно-демократического Китая. В этом юмор. Попал он тоже в чисто стреляльно-догоняльную ерунду. В этом как бы пародия. На подмогу парижской полиции вызван пекинский полицейский, чтобы опознать связного франко-китайской наркомафии. Но все сложилось неправильно, и полицейский вынужден сам убегать от парижской полиции без оружия и без денег. Вроде не надо быть семи пядей во лбу, чтобы заранее знать, что он обязательно убежит, хотя перед этим придется немало пострелять и потерять все контакты, и остаться один на один со всей парижской полицией, чтобы в конце концов все сложилось, как надо. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы с самого начала знать все варианты конца.
Тем не менее, варианты, "как все сложится", придуманы максимально плотно и связно. Дебютант-режиссер Крис Наон – конечно, марионетка в руках Бессона, который писал сценарий. Вряд ли вне опыта "Никиты" сочинишь убийство в гостинице, когда Джет Ли прячется в люке прачечной, а полицейский начальник (Чеки Карио) бросает в люк гранату. От подчиненного полицейского, сунувшегося в люк, осталось ровно пол-тела, и нижняя часть до пояса так и будет стоять перед дыркой, хотя верхней уже нет. Опять же сомнительно, что вне опыта "Леона-киллера" сочинишь всю связь Джета Ли с Бриджет Фонда без слюней и соплей. С ее наркотиками, проституцией и ребенком в детдоме должны быть сплошные сопли, а получается, некогда маме плакать, надо выбираться из участка, пусть даже вместе с вырванной из стены трубой, к которой прицепили ее наручники. Наконец, вряд ли вне чисто продюсерского опыта купишься на какого-то Джета Ли, чтобы тот опять клал семерых одним ударом ноги. Но семерых он кладет ненавязчиво, стены проламывает ненавязчиво – он просто все умеет. И когда вам покажут кульминацию иглоукалывания над сорок вторым позвонком и что из такого "поцелуя дракона" получается визуально, вопросов больше нет.
Бессон может выдать любой дикий аттракцион, потому что не делает его самоцелью. Главное – нанизать все аттракционы на реалии парижской жизни, на те места, вещи и отношения, которые есть в ней без всяких аттракционов. Получается, что он не пародирует старую схему "экшн", а как бы проверяет ее на вшивость – может она работать здесь и сейчас или не может. И вот "может", оказывается, лишь по одной любопытной причине. Бессон на дух не переносит французскую полицию. Он вообще государство и право не переносит. Неполиткорректен до смеха, до изумления, а это сегодня вышло из моды, кажется, навсегда. Но на территории лютой ненависти к государству и праву Бессон свободен в играх воображения, отсюда и оригинальность, и свой собственный ответ на вопросы, как быть с проституцией и эмиграцией, зачем рожать детей, куда девать госграницы.
Короче, все просто: насколько сегодня взрослый человек не стесняется быть неполиткорректным, настолько укол драконьей иголкой, нанесенный Джетом Ли французскому кино, будет красив и спасителен для всего мира. Жанровая мелочь, а приятно.