Прошерстив его фильмографию, мы отобрали пятнадцать самых известных и самых причудливых и занимательных инкарнаций Дракулы
Интересная особенность Дракулы как персонажа состоит в том, что отнюдь не всех его киноинкарнаций звали Дракулой. Так, немецкие создатели первой знаменитой экранизации романа Брэма Стокера не смогли приобрести права на книгу, и потому кошмарно-уродливого героя немого фильма Фридриха Мурнау звали граф Орлок. Хотя это определенно был стокеровский Дракула. Разве что отражающийся в зеркале и умирающий от солнечного света. Последняя особенность в дальнейшем стала типичной для изображений Дракулы, хотя в книге Стокера злодей спокойно прогуливался средь бела дня. Об исполнителе главной роли Максе Шреке позднее ходил слух, что он был настолько уродлив, что почти не нуждался в гриме для изображения Орлока. Однако это было не так. По «обычным» фотографиям Шрека видно, что для съемок он был сильно загримирован.
В отличие от немцев, продюсер первого американского «Дракулы» Карл Леммль честно купил права на роман Стокера и сохранил в фильме исходные имена персонажей. Правда, в основу картины была положена не книга, а ее бродвейская театральная версия, поскольку скромный бюджет постановки и слабость тогдашних экранных спецэффектов не позволяли воссоздать «Дракулу» Стокера во всем его размахе и блеске. Очевидную театральность картины позднее не раз отмечали критики, сравнивавшие «Дракулу» режиссера Тода Браунинга с последующими интерпретациями романа. Однако заглавному герою театральный опыт актера Белы Лугоши (он ранее играл Дракулу на сцене) только пошел на пользу. Любовь Лугоши к долгим театральным паузам придала его персонажу ауру размеренной мощи. Дракула Лугоши – страшный, но аристократично-стильный – казался монстром, который не спешит, потому что от него невозможно скрыться.
Хотя Стокер был британским (точнее, ирландским) классиком, английские кинематографисты лишь после Второй мировой войны смогли создать свой ответ немецким и американским фильмам о Дракуле. Но зато что это была за картина! Цветная, динамичная, сексапильная – не чета театрализованной черно-белой ленте Браунинга, уже звуковой, но еще не избавившейся от художественного наследия немого кино. Британский «Дракула» студии Hammer был эстетически современным – понятно, для своего времени, – и заглавную роль в нем играл безукоризненный джентльмен Кристофер Ли, который, шокируя зрителей, мог в мгновение ока почти без помощи грима и эффектов превратиться в разъяренно шипящего кровожадного монстра. Ли (ныне известный по роли Сарумана во «Властелине Колец») был столь безупречен в образе Дракулы, что в дальнейшем он играл его еще 9 раз – чаще, чем любой другой актер в истории кино.
У американской борьбы за равноправие негров были весьма необычные проявления. В 1972 году, например, темнокожий режиссер Уильям Крейн поставил «Блакулу» – хоррор, в котором Дракула превращал в вампира африканского принца и заточал его в гроб, и принц два столетия спустя вырывался на свободу в Америке 1970-х. Формально говоря, у Дракулы в этом фильме была лишь небольшая роль. Но поскольку история Блакулы была вольной вариацией на тему романа Стокера, то можно сказать, что «Блакула» – это экранизация «Дракулы» с чернокожим актером Уильямом Маршаллом, который благодаря высокому росту, яркой внешности и властному голосу был схож с Кристофером Ли. При выходе «Блакула» был низко оценен большинством критиков, но с годами он стал культовым хитом.
Молодой и сравнительно красивый Дракула? В наши дни это общее место, а вот в 1974 году это была необычная (хотя и не совершенно оригинальная) и провокационная интерпретация. И даже не столько потому, что Дракулу в этом совместном американо-итало-французском фильме играл 30-летний немец Удо Кир, сколько потому, что сюжет картины вращался вокруг потребности злодея пить кровь девственниц. Что означало, например, что главный положительный герой ленты мог спасти красавицу от вампира, попросту изнасиловав ее. Да, это была весьма радикальная и шокирующая постановка, изначально выпущенная с «порнографическим» рейтингом X… Тем не менее одним из создателей «Крови» был Витторио де Сика, великий итальянский режиссер, основатель неореализма и лауреат четырех «Оскаров». Фильм также известен как «Дракула Энди Уорхола», поскольку знаменитый художник был ее ведущим продюсером.
Если бы вы были голливудским продюсером, какой фильм вы бы поручили начинающему режиссеру, который только что прославился с музыкальной драмой о диско «Лихорадка субботнего вечера»? Вряд ли высокобюджетную экранизацию «Дракулы». Однако именно такой фильм снял Джон Бэдэм после «Лихорадки», вдохновившись новой сценической постановкой той самой бродвейской пьесы «Дракула», на основе которой был снят классический фильм 1931 года. В результате в версии Бэдэма Фрэнк Лангелла в роли Дракулы получился столь привлекательным, романтичным и чувственным, что он почти полностью утратил свою монструозность, и это сделало несколько необоснованной кровавую охоту на вампира. Поэтому ныне «Дракула» 1979 года считается неудачным. Но, пожалуй, и такой Дракула имеет право на существование.
В то время как американцы в 1979 году превратили Дракулу почти что в героя романтического чтива, немцы в том же году вернулись к истокам жанра. Вернер Херцог всегда считал «Носферату» 1922 года лучшей картиной германского кино, и он воздал ей должное, сняв ее цветной и звуковой ремейк. Его «Носферату» сохранил кошмарный облик главного злодея, но вернул ему имя «граф Дракула» и подчеркнул, что граф не наслаждается, а мучается своим бессмертием и неутолимой жаждой крови. Дракулу в фильме сыграл Клаус Кински, любимый актер Херцога, внешне очень похожий на Макса Шрека. В отличие от многих современных ей вариаций на тему «Дракулы», «Носферату» абсолютно серьезен и трагичен. Отметим, что Джонатана Харкера в картине сыграл швейцарец Бруно Ганц, ныне хорошо всем известный по роли Гитлера в «Бункере».
Из всех постановок по мотивам книги Стокера «Дракула» Фрэнсиса Форда Коппола получился самым стильным и внешне эффектным. Это было заслугой как самого режиссера, который требовал от своих подчиненных вдохновляться их кошмарами, так и его талантливой команды. В частности, японской дизайнерши и художницы по костюмам Эйко Исиоки, чьи причудливые наряды принесли фильму «Оскар». В отличие от большинства своих предшественников, Коппола изобразил не только Дракулу-вампира, но и Дракулу-человека, описав в прологе ленты превращение валашского правителя в бессмертного кровососа. Заглавного злодея сыграл Гэри Олдман, и критики наперебой хвалили его игру, столь же наперебой ругая совершенно неубедительного Киану Ривза в роли Джонатана Харкера. Коппола позднее признал, что отдал роль Ривзу лишь потому, что ему нужен был привлекательный и известный актер, нравящийся девушкам. Актерский талант исполнителя в расчет не принимался.
Из всех сатирических интерпретаций «Дракулы» последний фильм Мела Брукс наиболее известен в мире и в России. Он, правда, не самый смешной и энергичный из фильмов своего жанра. Чувствуется, что и Мел Брукс ко времени его создания уже выдохся как мастер пародийных комедий, и исполнитель заглавной роли Лесли Нильсен утратил свою комическую свежесть времен «Аэроплана» и «Голого пистолета». Зато, в отличие от предшественниц, лента Брукса пародирует не только классические фильмы о Дракуле, но и картину Копполы, которая тогда была у всех на устах. Плюс в ней все же есть несколько изобретательных и очень смешных сцен, не сводящихся к примитивным гэгам для «наименьшего общего знаменателя».
До того как записаться в спартанские цари в «300 спартанцах» и в Призраки Оперы в одноименной постановке, шотландец Джерард Батлер изобразил молодого и красивого Дракулу в фильме канадца Патрика Люссье, где роман Стокера был переосмыслен как современный и модный молодежный ужастик. Батлер тогда еще не был мускулистым качком (до «Дракулы 2000» он играл Рентона в театральной постановке «На игле»), но Дракула считается его самой сексапильной ролью. Кстати, в фильме бессмертный вампир – не проклятый правитель Валахии, а Иуда Искариот, бродящий по миру со времен предательства Христа. Именно так в картине объясняется страх Дракулы перед христианскими символами и серебром (30 сребреников!). Также примечательно, что формально лента является сиквелом романа Стокера, и один из ее героев – все еще живой ван Хельсинг, не сумевший убить Дракулу в конце XIX века.
Самая постмодернистская вариация на тему «Дракулы», картина Элиаса Мериджа изобразила съемки «Носферату» 1922 года. В чем постмодернизм? В том, что Макс Шрек в фильме оказывается не малоизвестным актером с пугающей внешностью, а настоящим вампиром, которого Мурнау якобы пригласил на роль графа Орлока, чтобы снять самый реалистичный хоррор в истории кино. Правда, сделать это, не потеряв ни одного члена съемочной группы, оказывается очень трудно… Постановщика и вампира в фильме сыграли соответственно Джон Малкович и Уиллем Дефо. Последний был номинирован на «Оскар» как лучший актер второго плана. Любопытно, что, несмотря на ироничный сюжет, «Тень» получилась вполне серьезной и пугающей. Хотя и не настолько кровавой, как обычные современные хорроры.
Студия Universal, создавшая «Дракулу» 1931 года и еще несколько знаменитых довоенных хорроров, не раз пыталась объединить всех своих легендарных персонажей в одном проекте. Самую амбициозную попытку такого рода Universal предприняла в 2004 году, когда в одном блокбастере засветились Дракула, Человек-волк, монстр Франкенштейна и доктор Джекил и мистер Хайд. Первые два персонажа – соответственно в исполнении Ричарда Роксбурга и Хью Джекмена – были выведены как основные герои и смертельные враги. Поэтому мифология Дракулы была переосмыслена так, чтобы его мог убить только волк-оборотень. Также злодей в фильме получил умение превращаться в огромную летучую мышь, способную на равных сражаться с огромным вервольфом. Стоит отметить и то, что мало кто из исполнителей роли Дракулы так часто улыбался, как Роксбург в «Ван Хельсинге».
Как правило, Дракуле в кино противостоят сравнительно слабые физически персонажи, и потому фильмы о нем редко заканчиваются продолжительным поединком почти равных по силе героев. Блейд, однако, не простой охотник на вампиров, а могучий полувампир, и для финала второго сиквела его приключений сценаристы приберегли длинную фехтовальную дуэль между заглавным героем и прародителем вампиров Дрейком (он же Дракула). Последний был изображен как мускулистый громила без тени аристократизма. Его сыграл Доминик Перселл. Начав сражение в человеческом облике, Дрейк в конце поединка превращается в здоровенное рогатое существо навроде традиционного изображения черта. Это также для Дракулы необычно. Как правило, вампиры превращаются в летучих мышей или иногда меняют свой человеческий облик.
В отличие от своих обычных экранных похождений, знаменитые монстры в анимационной комедии студии Sony Pictures Animation даже не пытаются причинить людям вред. Напротив, они сторонятся человечества и прячутся от него в отеле «Трансильвания», построенном графом Дракулой. Это единственное место на земле, где чудовища вроде Мумии или монстра Франкенштейна могут быть самими собой, не опасаясь крестьян с вилами и факелами. До тех пор, пока в отель случайно не забредает молодой турист-человек… В фильме нашего бывшего соотечественника Геннадия Тартаковского Дракула изображен как вполне традиционный вампир-аристократ с восточноевропейским акцентом. Однако он не злодей-кровосос, а добродушный отельер и заботливый отец девушки-вампирши.
Прошлогодний высокобюджетный сериал подарил нам, кажется, самого странного Дракулу из всех, что нам доводилось видеть. Только подумайте – Дракула, который в XIX веке «продвигает» беспроводные электрические технологии и выдает себя за американского бизнесмена! Это, правда, для него лишь «крыша» – его истинные цели несколько более традиционны для древнего вампира. Но все же Дракула-бизнесмен, да еще и инноватор с лампочкой без проводов – это весьма оригинально. И, кстати, сыграл вампира в сериале Джонатан Рис Майерс, который вполне может бороться за звание самого привлекательного и соблазнительного Дракулы в истории. Тем не менее в целом шоу было не особенно удачным, и его рейтинги были слишком низкими для канала NBC. Поэтому сериал закрыли после завершения первого сезона.