Наивная и сортирная вариация на тему Фауста и Мефистофеля от братьев Фаррелли.
Лиам (Роберт Тимоти Смит) – добродушный и застенчивый мальчик, у которого проблемы с поиском друзей. А еще семейный союз трещит по швам, ведь его родители (Брианна Хоуи и Хэйз МакАртур) постоянно ругаются, даже когда наряжают рождественскую елку. Мальчик записывает список желаний и отправляет письмо Санте – вот только дислексия играет злую шутку с Лиамом: он вместо Санты отправляет письмо Сатане (Джек Блэк). Вскоре адский властелин появляется самолично и предлагает мальчику загадать три желания – сделка для Лиама начинается с желания добиться взаимности от одноклассницы Эммы (Кай Чех).
До Рождества примерно месяц, но Paramount+ торопятся украсить кинематографическую елку. Главным элементом декора стало возвращение братского дуэта Фаррелли: Питер и Бобби сделали себе имя в 90-х, поставив искрометную комедию «Тупой и еще тупее», а затем и другой знаменательный фильм с Джимом Керри – «Я, снова я и Ирэн». В последнее время тандему не везет с комедиями, а вот Питеру обособление пошло на пользу – пять лет назад режиссер и сценарист обзавелся «Оскарами» за «Зеленую книгу». Теперь братья снова вместе на пути к реабилитации в жанре – аккурат к рождественскому столу. Много времени для сочинения комедии не потребовалось – достаточно было вспомнить, что слова «Санта» и «Сатана» содержат одинаковые буквы, и потенциальный сюжет всплывает сам. Как говорил Эдгар Аллан По, «нехватка одной запятой часто превращает аксиому в парадокс или сарказм – в проповедь». Примерно по такой же схеме работает и новоиспеченная комедия с Джеком Блэком в образе бесовского князя и искусителя. Достаточно ошибиться, и вместо доброго деда с бородой придет злой с рогами.
«Дорогой Санта» – наивная комедия с небольшим заделом на рассуждение на вечную тему. При просмотре то и дело вспоминается гетевский «Фауст»: нелепый Сатана в исполнении Блэка заключает с мальчиком договор, то и дело пытая ребенка тремя заветными желаниями. Фантазийную убедительность убивает один простой факт: Блэк – душка, даже переодеваясь в одежду какого-нибудь князя тьмы и рисуя на лице коварную улыбку, он все равно продолжает выглядеть добродушным. Наверное, было бы более резонно, сыграй Блэк Санту – без экивоков, как Курт Рассел в «Рождественских хрониках».
Привлекают аудиторию не одним лишь Блэком – в качестве сюрприза появляется даже Пост Малон, на концерт которого приходит мальчик вместе с дружной компанией. Главное усложнение в сюжете не столько договор со злом и даже не вопрос первой юношеской влюбленности, сколько конфликт с родителями. В этом есть что-то забавное: взрослые отправляют сына к детскому психологу, так как сын большую часть времени рассказывает о своей встрече с Сатаной, который круто повернул его жизнь, – чем не материал для жуткого оккультного хоррора?
В один момент Фаррелли нажимают на скабрезности и туалетные шутки (например, Сатана наводит кишечный недуг на ворчливого школьного учителя), да и это скорее лишь напоминание об авторском кредо – братья Фаррелли, может, и немного выдохлись, но своего стиля по-прежнему придерживаются. Кто, в самом деле, в 2024 году ждет от комедии сенсации, срыва жанровых покровов или даже повторения успеха «Тупого и еще тупее»?! Балансируя на грани чудаковатого фэнтези и семейной комедии, «Дорогой Санта» собирает все тропы рождественского кино и любезно их развешивает, как носки над камином: трещащий семейный союз должен укрепиться, ошибки будут прощены, а мечты ребенка получат наглядное воплощение. Самая, пожалуй, остроумная находка Фаррелли, что в какой-то момент мы даже забываем, что в фильме нет Санта-Клауса, а есть адский искуситель с рогами. От перестановки сущностей значение не сильно меняется: даже со здешним Мефистофелем вполне можно выстроить сказочный антураж, а празднику – быть. Конечно, ленте не суждено закрепиться даже в библиотеке почетных рождественских комедий, но «Дорогой Санта» – фильм легкий и воздушный, даже и близко не задирает нос. Если вы ищете праздничного компаньона по ту сторону экрана, то Джек Блэк будет не самым плохим вариантом.