Что посмотреть
Аутсорс Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneREVLaSSnc
Рецензии

Рецензия на фильм «Птица» — метафорическую сказку о взрослении с Барри Кеоганом и Францем Роговским

Непривычно добродушный каминг-оф-эйдж от Андреа Арнольд.

Добавить в закладки

Мировая премьера «Птицы» Андреа Арнольд прошла в рамках минувшего Каннского кинофестиваля, где фильм, вопреки всеобщим ожиданиям, не взял ни одного главного приза. Что по-своему удивительно: Арнольд — редкая фаворитка французского смотра, чьи работы в прошлом никогда не оставались без внимания. «Жилой комплекс “Ред Роуд”», «Аквариум» и «Американская милашка» были отмечены специальными наградами жюри, однако до «Золотой пальмовой ветви» так и не дошли. Так что же не так с «Птицей»? Спойлер: все отлично. Будучи послом социального, а порой и вовсе беспросветно реалистичного кино, Арнольд внезапно вышла на абсолютно новый, непривычный для себя уровень диалога со зрителем, который, как это часто бывает в первый раз, прошел не совсем так, как планировалось. 

Главная героиня фильма — 12-летняя Бэйли (Никия Адамс) — живет в британской глубинке вместе с молодым отцом Багом (Барри Кеоган) и сводным братом Хантером (Джейсон Буда). Когда Баг внезапно объявляет о помолвке с девушкой Кейли (Фрэнки Бокс), которую он знает всего три месяца, Бейли бунтует и сбегает из дома. После очередной ночевки на улице девочка-подросток знакомится с таинственным мужчиной, который называет себя Птицей (Франц Роговски). Много лет назад Птица жил в этом районе вместе со своими родителями, однако впоследствии связь с родственниками была утрачена. Бейли решает помочь Птице вновь обрести семью — для этого девушке самой нужно встретиться с матерью (Жасмин Джобсон), которая от нее отказалась. 

Бари Кеоган в роли Бага на кадре из фильма «Птица»

Бари Кеоган в роли Бага на кадре из фильма «Птица»

Британские трущобы, маргинальные подростки, равнодушные родители — все основные маркеры творчества Арнольд в «Птице» улавливаются. Не хватает лишь одного — всеобъемлющей обреченности, с которой постановщица когда-то провожала своих малолетних героев в большой и беспощадный взрослый мир. Вопреки заявленному синопсису, «Птица» — кино образцово семейное, с заделом на светлое будущее, существующее на грани социального и магического реализма. Бэйли, Баг и Хантер — персонажи не Достоевского, а Диккенса. Они преисполнены мудрости, но не сломлены суровой реальностью, распахнуты к жизни, но стойки к ударам судьбы. 

Никия Адамс в роли Бейли на кадре из фильма «Птица»

Никия Адамс в роли Бейли на кадре из фильма «Птица»

С помощью бесхитростного символизма — демонстративно оторванного от окружающего Птицы — Арнольд вселяет в мрачный быт героев свет надежды, редкий шанс вознестись над травмирующим прошлым, распахнуть раненое сердце и устремиться навстречу любви. «Птица» — кино подчеркнуто оптимистичное, ищущее добро и справедливость даже там, где о них давно забыли. Тем не менее Арнольд не предлагает зрителям опыта в духе «Проекта “Флорида”» Шона Бейкера — хотя «Птица» к нему духовно и стилистически близка, — периодически снабжая фильм душераздирающими эпизодами бытового насилия.

Франц Роговский в роли Птицы на кадре из фильма «Птица»

Франц Роговский в роли Птицы на кадре из фильма «Птица»

В случае «Птицы» отдельного внимания также заслуживает техническая сторона. Снятый на ручную 16-миллиметровую камеру фильм создает у зрителей ощущение присутствия, которое лишь усиливается, когда в кадр попадает камера «айфона». Будучи типичной представительницей поколения зумеров, Бэйли фиксирует происходящую вокруг нее жизнь на смартфон — будь то залетевшая в окно бабочка или разъяренный мамин ухажер. С помощью светочувствительной пленки и нарастающего эффекта мерцания Арнольд сводит мир настоящий и магический, погружая британскую глубинку в состояние летнего полусна. 

Неторопливость действия и некоторая режиссерская отрешенность «Птице» помогают не всегда — все сказки нуждаются в опытном рассказчике, который ласково предупреждает: в истории не обошлось без волшебства. В случае с Арнольд переход к фэнтези происходит недостаточно плавно, если не откровенно топорно — не удалось замаскировать швы. Магический символизм интригует, но не всегда дает аудитории ключи к трактовке — без подсказок в метафорических образах можно заблудиться. Открытая к разного рода интерпретациям «Птица» рискует предстать фильмом слишком эксцентричным для массового зрителя. Те, кто знаком с фильмографией Арнольд не понаслышке, также могут столкнуться с некоторым диссонансом: для британского социального реализма «Птица» — кино неожиданно эскапистское, хоть и поет до боли знакомым голосом. 

Текст: Оля Смолина
2 комментария
А
Отвратительно снобская статья ни о чём, поток вычурных фраз, терминов, заигрывание с какбы непонятной простому зрителю терминологией (ну, автор же должен сразу обозначить кто тут реально понимает кино)

"без подсказок можно заблудиться", но, конечно, только не автору, авторка же сразу всё поняла!

Персонажи Диккенса... серьезно??
Скрыть 1 ответ
1 ответ
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?