«Касабланка» — одна из самых цитируемых картин в истории. Будь то пародия на главных героев, фразы, ставшие крылатыми, или просто незначительное упоминание голливудской классики — отсылки к творению Майкла Кёртица можно обнаружить в самых неожиданных местах. 26 ноября 1942 года прошла премьера культовой ленты. Вспоминаем любимое кино и рассказываем про самые яркие отсылки и поклоны, которые режиссеры оставляли в своих работах как дань уважения «Касабланке».
Перечислить все упоминания попросту невозможно — мы собрали лишь малую часть!
«Сыграй это еще раз, Сэм!» — нежное признание в любви «Касабланке». Название отсылает зрителей к словам Ильзы, когда девушка просит пианиста Сэма исполнить песню As Time Goes By. К слову, реплика героини Ингрид Бергман также является одной из неверно цитируемых фраз в истории кино: на самом деле Ильза произносит «Сыграй это, Сэм».
Фильм снял Херберт Росс по сценарию Вуди Аллена, который также исполнил главную роль. Герой Аллена с первой сцены предстает синефилом: кинокритик Алан неотрывно глядит на большой экран и, очевидно, далеко не в первый раз смотрит «Касабланку». Дом мужчины завален книгами, а стены увешаны постерами, среди них, разумеется, есть и плакат с изображением классики Майкла Кёртица. После расставания с женой Алан ведет внутренние диалоги с призраком самого Хамфри Богарта (Джерри Лэси): образ легенды преследует писателя и дает ценные советы по общению с женщинами. Вскоре Алан вступает в отношения с девушкой лучшего друга (Дайан Китон), которые завершаются на сентиментальной ноте: финал «Сыграй это еще раз, Сэм!» рифмуется с концовкой «Касабланки» — герои прощаются в аэропорту, а Алан произносит прямую цитату из своего любимого фильма.
«Сыграй это еще раз, Сэм!» — не единственный случай в фильмографии Вуди Аллена, где можно отыскать цитаты из «Касабланки». Спустя семь лет после фильма о неудачливом кинокритике выходит режиссерская работа Аллена «Манхэттен» — история нью-йоркского интеллектуала Айзека (Аллен), который запутался в отношениях с женщинами. Герой встречается с молодой девушкой Трейси (Мэриел Хемингуэй): хрупкий роман не похожих друг на друга партнеров закономерно дает трещины, и в сцене расставания Айзек говорит культовую фразу: «У нас всегда будет Париж». Красноречивые слова принадлежат Рику, герою Хамфри Богарта, реплику он произносит во время прощания с Ильзой в финале фильма.
«У нас всегда будет Париж» — действительно знаковая реплика из «Касабланки», которую наверняка слышали даже те, кто ни разу не смотрел фильм о любви Рика и Ильзы. Неудивительно, что столь запоминающаяся фраза то и дело вдохновляет других кинематографистов. Намеки на слова героя Хамфри Богарта можно обнаружить в самых неожиданных фильмах — например, в искрометной комедии Эдгара Райта «Армагеддец». Вспомните сцену откровенного разговора героев Розамунд Пайк и Саймона Пегга, где Сэм просит Гэри не зацикливаться на их прошлом. В оригинале герой Пегга произносит фразу, которая явно отсылает к «Касабланке»: we'll always have the disableds, что можно перевести как «у нас всегда будут инвалиды» — речь об эпизоде из прошлого, когда Сэм и Гэри уединились в туалете для инвалидов.
Романтическая комедия Роба Райнера по сценарию Норы Эфрон представляет собой золотой стандарт жанра. Как и «Касабланка», «Когда Гарри встретил Салли» — кино, которое входит во всевозможные списки, а также пародируется и упоминается в других фильмах. Но в работе Райнера тоже можно увидеть отсылки к классическим картинам. «Касабланка» и вовсе занимает важное место в истории любви и дружбы Гарри (Билли Кристал) и Салли (Мег Райан). Когда герои впервые едут вместе в Нью-Йорк, молодые люди спорят о том, кого же Ильза любит больше — Рика или Виктора. Через 12 лет Гарри и Салли, находясь каждый у себя дома, смотрят «Касабланку» по телевизору. Герои параллельно разговаривают по телефону и обсуждают фильм друг с другом — согласитесь, это высшая степень романтики.
В музыкальной жемчужине Дэмьена Шазелла полно отсылок к классическим фильмам, особенно к «Касабланке». Оно и неудивительно: ведь «Ла-Ла Ленд» — любовное послание старому Голливуду. Во-первых, обратите внимание на комнату Мии (Эмма Стоун): на стене спальни у девушки висит огромный постер Ингрид Бергман. Во-вторых, в начале отношений Миа показывает Себастьяну (Райан Гослинг) здание напротив кафе, где она работает: окно дома — то самое, в которое смотрели Ильза и Рик. После этого герой Райана Гослинга спрашивает Мию о ее «Богарте», имея в виду бойфренда девушки. В-третьих, можно увидеть некоторые параллели в сюжетной линии Рика и Себастьяна: герой Богарта открыл кафе, а персонаж Гослинга — джазовый клуб. Оба места названы в честь владельцев, в каждое заведение приходят бывшие возлюбленные героев со своими нынешними супругами. Да и разбивающий сердца финал «Ла-Ла Ленда» по настроению весьма схож с сентиментальной концовкой «Касабланки».
Кеннет Брана уже трижды успел экранизировать детективы Агаты Кристи и сыграть эксцентричного сыщика Эркюля Пуаро. В начале «Смерти на Ниле» можно заметить, как один из героев цитирует Рика. Преданные фанаты «Касабланки» наверняка увидели эту отсылку! Напомним, что бельгийский детектив встречает в Египте давнего друга Бука (Том Бейтман) и его мать, художницу Юфимию (Аннетт Бенинг). Бук восклицает: «Из всех пирамид во всем мире вы подошли именно к моей!» – тем самым отсылая зрителей к знаменитым словам героя Хамфри Богарта: «Из всех питейных заведений во всех городах, во всем мире она зашла именно в мое». Впрочем, Брана в желании оставить пасхалку поклонникам «Касабланки» намеренно или случайно совершил фактическую ошибку: действие картины «Смерть на Ниле» разворачивается в 1937 году, а фильм Майкла Кёртица вышел лишь спустя пять лет.
«Женщины ХХ века» — история подростка Джейми (Лукас Джейд Зуманн), который растет в окружении трех невероятных женщин — матери Доротеи (Аннетт Бенинг), фотографки Эбби (Грета Гервиг) и лучшей подруги Джули (Эль Фаннинг). Нежная лента Майка Миллса имеет мало общего с мелодрамой Майкла Кёртица. Однако и в драмеди о материнстве нашлись крупицы любви к «Касабланке», мимо которых сложно пройти. Например, в начальных кадрах Доротея и Джейми вместе смотрят фильм по телевизору — идиллическая картина тотчас задает тон сюжету. В «Женщинах ХХ века» также звучит As Time Goes By прямиком из «Касабланки». Напомним, что песня, написанная Германом Хапфелдом, – своего рода гимн любви Ильзы и Рика, напоминающий им о счастливых днях в Париже.
Только ленивый в свое время не сравнил «Союзников» с «Касабланкой». Шпионский триллер с Брэдом Питтом и Марион Котийяр начинается в 1942 году (год премьеры фильма Кёртица) в Касабланке — одного этого факта достаточно, чтобы провести параллели между двумя фильмами. Одежда героев тоже отсылает к эстетике «Касабланки»: Котийяр в шелковых платьях и шляпах, а также строгие костюмы Питта рождают ассоциации с элегантными образами Хамфри Богарта и Ингрид Бергман. Часть хронометража «Союзников», которая разворачивается в Марокко, переполнена референсами к военной драме. Например, времяпрепровождение в изысканном баре может напомнить зрителям сцены из легендарного Rick's Café Américain. Также в «Союзниках» упоминается, что Марианн была пианисткой и играла «Марсельезу» в присутствии немцев-оккупантов — примерно такая же сцена присутствует в «Касабланке».