Графически простая, но идейно сложная немецкая мульталлегория для малышей об опасности презрения к другим народам
Маленький дракончик Кокоша живет с родителями на большом острове, где в основном обитают драконы разных форм и расцветок. Кокоша принадлежит к клану летающих и огнедышащих драконов, а его лучший друг Оскар – дракон-гурман, чьи соплеменники не умеют ни летать, ни дышать огнем, но зато могут приготовить обед из любого существа – даже из разумного дракона. Однажды дедушка поручает Кокоше стеречь урожай огонь-травы, которую драконы их вида едят, чтобы дышать огнем и при этом самим не гореть. В это время в гости к Кокоше приходит Оскар, и обстоятельства складываются так, что огонь-трава попадает в лапы к драконам-гурманам, и те немедленно объявляют войну огнедышащим драконам, потому что больше не боятся их огня (огонь-трава делает любого дракона огнеупорным). Двум маленьким дракончикам и их подруге-дикобразу Матильде приходится спасать положение…
Мультфильмы для самых маленьких зрителей редко оказываются политическими аллегориями, но для немецкой анимации это, кажется, норма. Если судить по «Кокоше» и его предшественнику-соплеменнику в российском прокате – прошлогоднему мультфильму «Пчелка Майя», который рассказывал малышам об опасности милитаристской пропаганды и создания образа врага. Вероятно, после кошмара и позора нацизма немцы решили, что детей надо с самого рождения учить отделять хорошие политические идеи от плохих. Пусть это и сложный материал, но лучше в детстве размять мозги, чем в молодости месить глину под Смоленском.
Если «Пчелка» клеймила пропаганду, то «Кокоша» направлен против чувства расового превосходства. Драконы-гурманы на первый взгляд могут показаться более «продвинутой» нацией, чем провинциально выглядящие огнедышащие драконы, но на деле «продвинутость» гурманов исчерпывается их пристрастием к тонкостям кулинарии. Вместо того чтобы уважать других драконов и их традиции, они считают и даже в лицо называют огнедышащих драконов «едой». Устроить кулинарный геноцид им мешает только «драконье супероружие» – огненное дыхание соседей. Как только они осознают, что огонь-трава обеспечивает им полную защиту, они тут же, безо всяких раздумий, устремляются на войну. Милитаристскому ражу не поддаются лишь родители Оскара. Но не потому, что они иначе смотрят на мир, а потому, что в это время они пытаются найти своего сына, сбежавшего к другу, чтобы не убивать любимого теленка (по обычаю драконов-гурманов, чтобы пройти посвящение в члены клана, нужно зарезать, зажарить и съесть рогатого питомца).
Поскольку это все-таки детский мультфильм, в конечном итоге никто никого не убивает, и детская дружба после череды забавно-сумбурных приключений примиряет враждующие кланы. Но даже в самом конце ленты предводитель гурманов прозрачно намекает, что война все еще может разгореться, если огнедышащие драконы не будут поставлять огонь-траву, которая оказалась отличной кулинарной приправой. Честно говоря, когда смотришь «Кокошу», трудно отделаться от мысли, что сценаристы мультфильма вдохновлялись историей российско-немецких войн и отношений. Если считать огнедышащих драконов русскими, гурманов – немцами, а огонь-траву – нефтью и газом. Интересно, кто в таком случае горные драконы, которые раньше получали огонь-траву от огнедышащих драконов, а теперь, поссорившись с ними, замерзают в своих пещерах и пытаются украсть топливо для обогрева? Может, это намек на украинцев и на «газовые войны»?
Чем еще хорош «Кокоша» помимо самокритического отображения европейского расизма? Тем, что это хоть и простенько нарисованный, но все же обаятельный компьютерный мультфильм с шебутными маленькими героями, понятными гэгами и довольно-таки сложным сюжетом. В 80 экранных минут аниматоры уложили так много персонажей и событий, что заскучать во время сеанса будет нелегко. Впрочем, о шедевральности тут говорить не приходится. «Кокоша» – не более чем компетентное зрелище для малышей. Мультфильм вряд ли надолго запомнится и вряд ли глубоко затронет ребят (все же его основная тема ближе взрослым). Зато он пытается научить тому, чему учить действительно стоит – не воевать, а находить компромиссы между даже теми народами, которые прежде видели друг друга в гробу. Точнее, в супе и на вертеле.