Чрезмерно упрощенная вольная экранизация «Трамвая “Желание”» с достойной игрой Кейт Бланшетт и других звезд
Жасмин Фрэнсис (Кейт Бланшетт) бросила колледж, чтобы выйти замуж за финансиста Хэла (Алек Болдуин). Прошли годы, и ее счастливая семейная жизнь завершилась катастрофой. Хэл попал в тюрьму за мошенничество и повесился от стыда, а все активы Фрэнсисов были конфискованы в пользу пострадавших и государства. Распродав драгоценности и растратив последние деньги, Жасмин переезжает к приемной сестре Джинджер (Салли Хокинс), которая живет в Сан-Франциско, работает в продуктовом магазине и растит двоих детей. Хотя у Жасмин нет ни образования, ни средств к существованию, она считает себя лучше сестры и допекает ее советами. Параллельно она ищет мужчину, который бы вернул ее в мир мехов и «Версаче».
Вуди Аллен из тех анекдотических героев, которые простужаются на чужих похоронах. Он никогда не выглядел полным жизни и здоровья, однако в этом году ему исполняется 78 лет, и он все еще снимает по фильму в год и порой ставит перед собой амбициозные художественные цели, а не довольствуется легкомысленными романтическими постановками вроде прошлогодних «Римских приключений». В этом году Аллен предлагает нам вольную и осовремененную экранизацию блистательной пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай “Желание”». Хотя в титрах «Жасмин» нет имени Уильямса, сходства между фильмом и «Трамваем» многочисленны и очевидны. Остается только гадать, почему один классик не отдал должное другому.
Может быть, потому, что «Жасмин» явно слабее «Трамвая»? Теннесси Уильямс – не Уильям Шекспир, лучшие творения которого легко поддаются переносу в иную эпоху. Написанный в 1947 году «Трамвай» пропитан ощущением места, времени и локальной культуры, и он начинает разваливаться, когда меняешь даже второстепенные детали. Так, например, главная героиня Уильямса, южная аристократка Бланш Дюбуа, не всегда ведет себя безупречно, но всегда может рассчитывать на зрительское сочувствие, потому что она, подобно Раневской из «Вишневого сада», была рождена и воспитана для другой жизни, нежели та, которую ей приходится вести. Напротив, Жасмин, женщина из современной Америки и обычной семьи, – зазнайка без смягчающих обстоятельств. Ее иллюзии – результат не воспитания, а намеренного самообмана, и потому она вызывает не столько жалость, сколько злорадство. Как в басне Крылова: «Так поди же, попляши!» Не обзавелась образованием и профессией? Не открыла тайный счет, спрятанный от налоговой службы? Не научилась толково распоряжаться деньгами? Не придумала заранее план отступления на случай измены или банкротства мужа? Не освоила компьютер, браузер и Интернет? Раньше надо было думать! Ведь сколько было свободного времени, сколько неиспользованных возможностей…
Когда начинаешь сравнивать «Жасмин» с эталонной экранизацией «Трамвая», снятой в 1951 году Элией Казаном и разыгранной Вивьен Ли, Марлоном Брандо и Ким Хантер, Аллен проигрывает по каждому пункту. Мощная, многослойная, напряженная трагедия в руках создателя «Энни Холл» превращается в нечто упрощенное, мелкотравчатое, затянутое и пронизанное неприязнью к обеим сестрам и к их бывшему и нынешнему окружению. Правда, это не катастрофа. В фильме достаточно много от оригинала, чтобы вытащить постановку на приличный уровень, и в арсенале Аллена есть эффектное оружие по имени Кейт Бланшетт. Актриса, недавно изобразившая Бланш на сцене, убедительно играет женщину на грани и за гранью нервного срыва, и ее душевная боль буквально сочится с экрана, впечатляя тех зрителей, кто приходит в кино ради чужого горя. Если вы ищете меланхоличную драму без хеппи-энда и с хорошей актерской игрой, повествующую о том, как легко упасть и как трудно подняться, «Жасмин» – ваш фильм. Если же вам нужно что-то более глубокое, сложное и человеколюбивое, посмотрите или пересмотрите картину Казана. Она того стоит. Даже несмотря на то, что режиссеру по цензурным соображениям пришлось сточить некоторые острые углы экстремальной для своего времени пьесы.