Энергичная и заводная ирландская комедия о двух простоватых парнях, решивших поднять легких денег, но ввязавшихся из-за этого в калейдоскоп опасных приключений
Бестолковые старшеклассники Конор и Джок – неразлучные друзья, энергии у них много, а вот ума хватает только на то, чтобы стащить плохо закрепленные на стоянке велосипеды или устроить в школе ложную пожарную тревогу. В вечном поиске халявы приятели обнаруживают сравнительно легкий способ быстро разбогатеть – в полутора сотнях километров от их дома потерпело крушение судно контрабандистов-наркоторговцев, а груз оказался разнесен волнами по всей округе. Рассчитывая утащить пакет кокаина стоимостью в несколько миллионов евро, друзья бросаются в отчаянное путешествие, вот только груз старых проблем втягивает в авантюрное приключение подростков одержимого полицейского, свихнувшегося преступника и жестокого наркоторговца. Выйти из этой заварушки целыми возможно, только если вы абсолютно безмозглы.
Ирландия на кинематографической карте мира занимает совершенно особенное место – при том что эта страна является донором как для близлежащей Британии, так и для заокеанских Соединенных Штатов, скалистой и не слишком приветливой северной земле удается успешно плодоносить во всех смыслах этих слов, а Дублин является одной из ярчайших культурных столиц мира. Да, чисто ирландское кино редко выходит за пределы острова, но если уж что-то проникло через проливы – будьте уверены, об этом станут говорить. Возьмем хотя бы хулиганскую криминальную комедию Питера Футта «Хулиганье» – этот фильм сначала произвел фурор у себя в Ирландии, затем стал хитом Netflix, а теперь добрался и до наших больших экранов. Вот такие они, ирландцы – вы их не видите, а они есть.
Если исходить из сюжета, то «Хулиганье» выглядит фильмом универсальным и подходящим для любой из стран: свои «похитители велосипедов» найдутся хоть в Аргентине, хоть в Новой Зеландии, балбесов-старшеклассников хватает и в Кливленде, и в Таганроге, а желание халявы одинаково владеет умами хоть казаха, хоть гаитянца. Но это формальное, поверхностное впечатление, ведь главная прелесть картины Футта заключается в особой ирландской специфике, поданной с большим юмором и еще большей любовью к местным традициям, обычаям, стереотипам и шаблонам. Это кино не высмеивает ирландцев и не выставляет их дурачками, но демонстрирует колорит местного мироустройства, несколько взбалмошного, неуклюжего, простоватого, но симпатичного.
Герои Футта в «Хулиганье» – это не бандиты из фильмов Гая Ричи и не снобы-аристократы из «Кингсмана», это обычные «пацаны с района», без особых перспектив, без сносного образования, не имеющие даже толковой мечты, но при этом они открыты и не замутнены циничным современным миром, а собственное простодушие делает Конора и Джока симпатичными даже при всей их глупости и неуклюжести. А еще они смешные. Юмор «Хулиганья», впрочем, может кому-то показаться слишком грубым и жестким, но без этого ирландского подтрунивания друг над другом народ там, наверное, давно вымер бы от тоски.
Конечно, создатели фильма многое утрировали: их полицейский, идущий по следам велосипеда, – настоящее бревно в форме, их наркобарыга выбирает наиболее нелепый способ угроз своим жертвам – пневмомолоток, эффектный, но неэффективный, их история с маской слишком хороша, чтобы быть правдой, а конфуз с просыпанным кокаином слишком сильно притянут за уши. Однако глупость главных героев, причем весьма органично показанная, все нестыковки, перегибы и допущения легко нивелирует – если и существуют в мире такие парни, как Конор и Джок, то с ними непременно должна была случиться подобная история.
Скромный хронометраж, эффектный энергичный саундтрек, богатство локаций и целый ряд запоминающихся второстепенных персонажей и повторяющихся шуток добавляют «Хулиганью» положительных баллов – кино смотрится на одном дыхании, а познакомившись с двумя болванами, вы вряд ли их забудете. Благо, в этом случае вам на помощь придет сериал-продолжение, вышедший на экраны ТВ этой зимой. Но начать знакомство стоит с велопробега за мешком кокса – лучшей Ирландии вы в кино не увидите!
С 17 мая в кино.