


Словно найденная на пыльном чердаке, наивная романтическая комедия из девяностых могла бы развлечь, не будь ее штампы заезженными, актеры – несимпатичными, а сюжет – полным прорех
Словно найденная на пыльном чердаке, наивная романтическая комедия из девяностых могла бы развлечь, не будь ее штампы заезженными, актеры – несимпатичными, а сюжет – полным прорех.
Юной выпускнице нью-йоркской школы дизайна Кейт не слишком повезло – несмотря на успехи в учебе, крупные модные дома не торопятся давать ей работу. Чтобы развеяться, девушка возвращается в родной Монреаль и устраивается в компанию своего отца, некогда прославленного модельера. Мачеха и ее дочери, которые фактически заправляют семейным предприятием, ставят палки в колеса Кейт, и очень скоро той приходится покинуть бизнес после громкой ссоры с отцом. Однако девушка не намерена отступать и готова доказать свой талант. Для этого Кейт придется вернуться в отцовский модный дом, но уже в облике энергичного модельера-мужчины Нейта…
Все ж таки не зря американцы посмеиваются над своими северными канадскими братьями. Вспомните, сколько шуток было в сериале «Как я встретил вашу маму» относительно канадского происхождения Робин Щербатски, как постоянно поездки во вполне цивилизованные Ванкувер или Монреаль в голливудских фильмах расцениваются словно путешествие в какое-то захолустье, как не воспринимаются всерьез канадские деньги, музыка и даже флаг… Есть, оказывается, за что подтрунивать. Канада – это действительно другая планета, иной менталитет и даже иное течение времени. Например, судя по «Модной штучке», в Монреаль наконец-то привезли видеокассеты с американской ромком-классикой, и в Канаду с опозданием, но пришли девяностые!
«Как стать принцессой», «Чего хочет девушка», «Принц и я» – Голливуд уже трансформировал романтические комедии, интерес к которым взрывной волной прошелся по кинотеатрам после успеха «Красотки», в постмодерн. Канада же вдруг решила, что интерес к историям хороших девочек, заслуживающих все самое лучшее, но отчего-то за просто так ничего не получающих, все еще не пропал. Решила, что можно пользоваться старинными заезженными штампами и пытаться продать лежалый товар под видом переосмысленного и отретушированного. Не пропал. Можно. Только заинтересовать подобным можно лишь самого неискушенного и легковерного зрителя.
Впрочем, нужно отдать должное – авторы все же проявили некоторую изобретательность, которая могла бы сойти за оригинальность, не будь столь нарочито просто выполнена, да еще и с большими смысловыми ошибками. Фильм начинается как очередная реинкарнация «Золушки»: юная красавица сталкивается с коварством мачехи и двух ее не самых сообразительных дочерей, в то время как отец ее надолго уезжает из дома. Как и Золушка, Кейт вынуждена тренировать моторику пальцев (вместо крупы девушка разбирает пуговицы), ей предстоит своеобразный бал, а возлюбленный обязательно наденет своей будущей невесте туфельку. При этом Золушка из «Модной штучки» в определенном смысле является Золушкой «профнепригодной»: она, с одной стороны, сама по себе уже принцесса, ведь ее отец – владелец фэшн-империи, а с другой – ее возлюбленный не особенно похож на Принца, всего лишь сапожник какой-то.
Но и этих отличий от классической сказки авторам показалось мало – на середине картины происходит перелом, и «Золушка» превращается в «Двенадцатую ночь», главная героиня обряжается в мужской костюм и отправляется покорять предприятие своего отца, скрывшись за очками, париком и наклеенной бородкой. И снова хочется схватиться за голову – в Канаде, видимо, ничего не знают ни о «Она – мужчина», ни о «Парни не плачут» (ну, хорошо, о Хилари Суонк хотя бы вскользь вспомнили), ни о сотне других фильмов с переодеваниями девушек и женщин в одежды противоположного пола. Иначе как объяснить то, что создатели «Штучки» прошлись по всем полагающимся штампам и граблям с неожиданными звонками на сотовый, со спешными переодеваниями и оставленными на лице кусочками грима. После просмотра даже пары таких картин подобные шутки становятся скучны, здесь же их старательно пропихивают под видом свежих. Спасибо, не надо. Плюс к этому всему авторы, не стесняясь, пробуют эксплуатировать тему высокой моды, словно «Дьявол носит Прада» в Канаде тоже никогда не показывали.
Вся вторичность идей и ходов лишь усугубляется невзрачностью актеров. Портия Даблдэй никак не тянет на звание красотки, а ее «мужской» образ – это полная катастрофа. Марку-Андре Грондену хотелось бы дать совет поактивнее работать в кадре, более скучного Принца не придумаешь. Мачеха Лорен Холли отчаянно переигрывает, а «бюджетная канадская подделка Стэнли Туччи» Карло Рота столь навязчиво кривляется, что портит каждую сцену со своим участием. Вся эта компания не тянет на большее, чем посредственное телемыло, идущее на провинциальном кабельном канале в то время, когда кино смотрят только отчаявшиеся домохозяйки. Стоп! Но ведь так и есть! «Модная штучка» вышла в ограниченный канадский прокат и… все… Говорит само за себя.
Если вы застряли в прошлом веке, по-прежнему смеетесь над переодевающимися в мужчин и налепляющими себе нелепые баки девушками, если готовы снова отправиться пройденными дорожками наивного подросткового кино – добро пожаловать в Канаду! На таком фоне возврат Disney к классическому прочтению уже не кажется плохой идеей. «Модная штучка» могла бы сработать, пойди авторы в своей деконструкции до конца, но, увы, смелости на разрушение мифа не хватило, а повторять пройденное много умения не нужно.