Как ни пытались в Marvel хранить интригу, правда вылезла на поверхность намного раньше, чем третий фильм о Мстителях вышел на экраны, – в этом году мы увидели лишь первую часть «Войны бесконечности»
Сама концовка фантастического приключенческого фильма «Назад в будущее» четко намекала зрителю на то, что продолжение, притом ничуть не менее увлекательное, непременно последует, но даже в самых сладких мечтах поклонники фильма не ожидали, что Роберт Земекис и Стивен Спилберг снимут сразу две ленты, в которых разведут события по разным полюсам времен – вторая часть фильма покажет будущее, а третья отправит всех в далекое прошлое. Задача амбициозная, и свою работу создатели трилогии выполнили на «отлично», однако даже невооруженным глазом заметно, что оригинальный фильм снимался с гораздо большим энтузиазмом, в нем больше души и какого-то подросткового трепета, свойственного только самым искренним лентам. Продолжения хороши, но полета души в них много меньше.
Оригинальная «Матрица», безусловно, останется одной из ключевых картин рубежа веков, во многом сформировавшей кинематограф последующих двух десятков лет – жаль только, что о продолжениях этого не скажешь, хотя предпосылки для культового статуса у «Перезагрузки» и «Революции» были. После первого появления Нео у зрителей осталось множество вопросов о вселенной, ее правилах и героях, но задуманные как две части одной истории сиквелы проигнорировали запросы публики и углубились туда, куда никто из зрителей не стремился. Снятые одновременно ленты еще и оказались крайне неудачно скомпонованы – в «Перезагрузке» все самое интересное произошло в начале, а затем пришлось ждать кульминации «Революции», которая откровенно разочаровала.
Квентин Тарантино – известный кинематографический эксцентрик, провокатор и экспериментатор, однако его трюк с дилогией «Убить Билла» стоит особняком даже в фильмографии самого режиссера. Тарантино заявлял, что «Убить Билла» – это один снятый в едином порыве четырехчасовой полнометражный фильм, который ему пришлось разделить только из-за того, что современная кинопрокатная индустрия не приемлет фильмы длительностью больше трех часов. Он, мол, просто разрезал его ровно пополам. Автор, конечно, лукавит – уж больно разными получились две картины: в первой части больше легкомысленности и поверхностности азиатских боевиков, в ней схватки зрелищнее и энергичнее, а вот продолжение получилось куда более драматичным и даже философским. Нет, тут простая склейка не работает, Тарантино как бы смотрит на одну и ту же ситуацию с двух разных ракурсов. Это красиво и оригинально, это по-тарантиновски.
Феноменальный успех оригинальных «Пиратов Карибского моря» ошеломил не только зрителей, но и боссов студии Disney – прикинув в уме грядущую прибыль, они потребовали от Гора Вербински скорее приступить к работе над сиквелом, но идея продолжения у режиссера была столь грандиозной, что ее пришлось разделить на две ленты, съемки которых прошли одновременно: «Сундук мертвеца» и «На краю света». При всей любви зрителей нужно отметить, что обе картины уступают оригиналу – они демонстрируют изобретательность спецэффектов и боевых сцен, но заметно проигрывают в искренности и вдохновении, Джонни Депп упивается своей ролью Джека Воробья, но этого недостаточно. Если же смотреть на трилогию в целом, то крен заметен особенно отчетливо – начинаясь с разумного и адекватного пиратского приключения, франшиза приходит к странной сцене любви гигантской женщины и человека с лицом кальмара, вот уж действительно «На странных берегах».
Разделение финала «поттерианы» – это, пожалуй, самый удачный, а главное, разумный пример из приведенных в сегодняшнем списке. Во-первых, финальная книга Джоан Роулинг действительно оказалась вдвое объемнее предыдущих романов, так что уместить все события в одну ленту просто не представлялось возможным. Во-вторых, после того как миллионы юных зрителей прожили с героями десять лет, вместе с ними повзрослели и научились множеству вещей, резко обрывать связь было просто опасно, могло возникнуть «поттерное голодание» – и снова долгое прощание выглядит обоснованным решением. Ну а то, что обе ленты получились достаточно эффектными, драматичными и эмоциональными, – заслуга блестящего авторского и актерского коллектива. Все сложилось так, как только можно было желать: грустно и одновременно светло.
Легендарные уже «Сумерки» не назовешь выдающейся франшизой, за исключением первого и, пожалуй, предпоследнего фильма серии, это весьма посредственное, унылое и откровенно слабое зрелище, рассчитанное на одну-две извилины. Однако, поскольку фильмы пользовались популярностью у молодых зрительниц, создатели франшизы посчитали, что разделенный финал позволит им собрать вдвое большую кассу, чем одна жирная точка. Все бы ничего, да разделение «Рассвета» получилось слишком уж неровным – если «Часть 1» обладала определенным драматизмом, эротизмом и напряжением (тут «Сумерки» дадут сто очков вперед «50 оттенкам серого»), то вторая часть финала откровенно тянула время и испытывала терпение даже самых преданных поклонниц.
То, что отлично сработало во «Властелине Колец», оказалось неуместным в «Хоббите» по вполне понятным причинам – огромный талмуд бумажного «Властелина» не сравнится с оригинальной повестью «Туда и обратно». Откровенно говоря, в книге «Хоббит» и на один-то фильм материала было недостаточно. Но Питер Джексон взял на себя смелость дополнить Толкина, сначала разделив историю на две, а после и на три картины, и это не могло не сказаться на качестве – наиболее удачной на этот раз получилась завязка, в «Нежданном путешествии» хотя бы есть какой-то смысл, нерв и интрига. Два продолжения же превратились в набор экшен-сцен, утративших разумное направление – даже гномы к финалу из главных героев превратились в статистов, а «мостики», брошенные к «Властелину Колец», смотрятся наивно и даже оскорбительно. Не стоило создателям «Хоббита» так явно показывать свою жадность, это до добра не доводит.
Компанию Lionsgate можно понять – раскопав золотую жилу «Голодных игр», студия очень не хотела расставаться с героями, столь полюбившимися миллионам зрителей. Только этим можно объяснить нелепое разделение третьей книги Сьюзен Коллинз о приключениях Китнисс Эвердин на две части, ведь, справедливости ради, финал битвы за Панем писательница откровенно «слила». По-хорошему, книги не хватало и на один фильм, а разделенная «Сойка-пересмешница» и вовсе превратилась в переливание из пустого в порожнее да в бесконечные путаные блуждания героев по развалинам. Рассказать было не о чем, смотреть было не на что – авторов спасло только то, что первые две ленты франшизы сплотили внушительную армию поклонников, иначе мог случиться полнейший провал.
Основанная на культовых аниме и манга полнометражная игровая дилогия «Атака титанов» вполне могла стать живой классикой, вот только для этого действие двух картин стоило «упаковать» в одну ленту. Увы, создатели кинематографических «Титанов» посчитали, что два фильма лучше, чем один, и не просто растянули компактную историю, но и крайне неудачно перетасовали сюжетные события. В результате по отдельности две картины смотрятся нелепо, а вместе содержат меньше здравых идей и оригинальных решений, чем любой из эпизодов анимационного сериала. Реакция зрителей говорит сама за себя – второй фильм привлек ровно вдвое меньше внимания и денег, чем первый.
Печальный финал франшизы «Дивергент» – пример того, как вполне успешный проект можно превратить в посмешище и пятно на репутации всех причастных, отмыться от которого будет сложно еще очень долго. Невыдающаяся, но вполне достойная касса первого фильма серии подтолкнула авторов к съемкам продолжения, которое получило заметно худшие оценки, а затем создатели «Дивергента» совершили фатальную ошибку: вместо того чтобы одним ударом завершить мучения героев и зрителей, третью книгу Вероники Рот «Эллигент» было решено разделить на две части. «Дивергент 3: За стеной» оказался столь блеклым и невыразительным, что в прокате провалился, поставив крест на четвертой части. Сегодня практически никто из ведущих актеров к заключительной серии возвращаться не намерен, так что история Трис, скорее всего, окажется незавершенной.