Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUdePP1a Okko Okko
Подборки фильмов

10 пар «разделенных» картин

Как ни пытались в Marvel хранить интригу, правда вылезла на поверхность намного раньше, чем третий фильм о Мстителях вышел на экраны, – в этом году мы увидели лишь первую часть «Войны бесконечности»

Добавить в закладки
Двойной удар

Как ни пытались в Marvel хранить интригу, правда вылезла на поверхность намного раньше, чем третий фильм о Мстителях вышел на экраны, – в этом году мы увидели лишь первую часть «Войны бесконечности», а вторая ее половина будет показана только через год, хотя фильмы снимались практически одновременно. Разделение одной истории на части и съемки сразу двух продолжений одновременно – две стороны одной медали, маркетингового хода, позволяющего в теории извлечь большую выгоду при меньших затратах. В Голливуде в последние годы это стало достаточно распространенным явлением, правда, на пользу «искусственное раздвоение» идет далеко не всем. Мы вспомнили десяток примеров того, как один фильм делили на два или снимали параллельно сразу несколько продолжений успешного оригинала – как видите, «Война бесконечности» оказалась в любопытной, но непредсказуемой компании.

Кадр из фильма "Назад в будущее 2"

Сама концовка фантастического приключенческого фильма «Назад в будущее» четко намекала зрителю на то, что продолжение, притом ничуть не менее увлекательное, непременно последует, но даже в самых сладких мечтах поклонники фильма не ожидали, что Роберт Земекис и Стивен Спилберг снимут сразу две ленты, в которых разведут события по разным полюсам времен – вторая часть фильма покажет будущее, а третья отправит всех в далекое прошлое. Задача амбициозная, и свою работу создатели трилогии выполнили на «отлично», однако даже невооруженным глазом заметно, что оригинальный фильм снимался с гораздо большим энтузиазмом, в нем больше души и какого-то подросткового трепета, свойственного только самым искренним лентам. Продолжения хороши, но полета души в них много меньше.

Кадр из фильма "Матрица: Перезагрузка"

Оригинальная «Матрица», безусловно, останется одной из ключевых картин рубежа веков, во многом сформировавшей кинематограф последующих двух десятков лет – жаль только, что о продолжениях этого не скажешь, хотя предпосылки для культового статуса у «Перезагрузки» и «Революции» были. После первого появления Нео у зрителей осталось множество вопросов о вселенной, ее правилах и героях, но задуманные как две части одной истории сиквелы проигнорировали запросы публики и углубились туда, куда никто из зрителей не стремился. Снятые одновременно ленты еще и оказались крайне неудачно скомпонованы – в «Перезагрузке» все самое интересное произошло в начале, а затем пришлось ждать кульминации «Революции», которая откровенно разочаровала.

Кадр из фильма "Убить Билла"

Квентин Тарантино – известный кинематографический эксцентрик, провокатор и экспериментатор, однако его трюк с дилогией «Убить Билла» стоит особняком даже в фильмографии самого режиссера. Тарантино заявлял, что «Убить Билла» – это один снятый в едином порыве четырехчасовой полнометражный фильм, который ему пришлось разделить только из-за того, что современная кинопрокатная индустрия не приемлет фильмы длительностью больше трех часов. Он, мол, просто разрезал его ровно пополам. Автор, конечно, лукавит – уж больно разными получились две картины: в первой части больше легкомысленности и поверхностности азиатских боевиков, в ней схватки зрелищнее и энергичнее, а вот продолжение получилось куда более драматичным и даже философским. Нет, тут простая склейка не работает, Тарантино как бы смотрит на одну и ту же ситуацию с двух разных ракурсов. Это красиво и оригинально, это по-тарантиновски.

Кадр из фильма "Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца"

Феноменальный успех оригинальных «Пиратов Карибского моря» ошеломил не только зрителей, но и боссов студии Disney – прикинув в уме грядущую прибыль, они потребовали от Гора Вербински скорее приступить к работе над сиквелом, но идея продолжения у режиссера была столь грандиозной, что ее пришлось разделить на две ленты, съемки которых прошли одновременно: «Сундук мертвеца» и «На краю света». При всей любви зрителей нужно отметить, что обе картины уступают оригиналу – они демонстрируют изобретательность спецэффектов и боевых сцен, но заметно проигрывают в искренности и вдохновении, Джонни Депп упивается своей ролью Джека Воробья, но этого недостаточно. Если же смотреть на трилогию в целом, то крен заметен особенно отчетливо – начинаясь с разумного и адекватного пиратского приключения, франшиза приходит к странной сцене любви гигантской женщины и человека с лицом кальмара, вот уж действительно «На странных берегах».

Кадр из фильма " Главная » Трейлеры фильма "Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1" Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1"

Разделение финала «поттерианы» – это, пожалуй, самый удачный, а главное, разумный пример из приведенных в сегодняшнем списке. Во-первых, финальная книга Джоан Роулинг действительно оказалась вдвое объемнее предыдущих романов, так что уместить все события в одну ленту просто не представлялось возможным. Во-вторых, после того как миллионы юных зрителей прожили с героями десять лет, вместе с ними повзрослели и научились множеству вещей, резко обрывать связь было просто опасно, могло возникнуть «поттерное голодание» – и снова долгое прощание выглядит обоснованным решением. Ну а то, что обе ленты получились достаточно эффектными, драматичными и эмоциональными, – заслуга блестящего авторского и актерского коллектива. Все сложилось так, как только можно было желать: грустно и одновременно светло.

Кадр из фильма "Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1"

Легендарные уже «Сумерки» не назовешь выдающейся франшизой, за исключением первого и, пожалуй, предпоследнего фильма серии, это весьма посредственное, унылое и откровенно слабое зрелище, рассчитанное на одну-две извилины. Однако, поскольку фильмы пользовались популярностью у молодых зрительниц, создатели франшизы посчитали, что разделенный финал позволит им собрать вдвое большую кассу, чем одна жирная точка. Все бы ничего, да разделение «Рассвета» получилось слишком уж неровным – если «Часть 1» обладала определенным драматизмом, эротизмом и напряжением (тут «Сумерки» дадут сто очков вперед «50 оттенкам серого»), то вторая часть финала откровенно тянула время и испытывала терпение даже самых преданных поклонниц.

Кадр из фильма "Хоббит: Нежданное путешествие"

То, что отлично сработало во «Властелине Колец», оказалось неуместным в «Хоббите» по вполне понятным причинам – огромный талмуд бумажного «Властелина» не сравнится с оригинальной повестью «Туда и обратно». Откровенно говоря, в книге «Хоббит» и на один-то фильм материала было недостаточно. Но Питер Джексон взял на себя смелость дополнить Толкина, сначала разделив историю на две, а после и на три картины, и это не могло не сказаться на качестве – наиболее удачной на этот раз получилась завязка, в «Нежданном путешествии» хотя бы есть какой-то смысл, нерв и интрига. Два продолжения же превратились в набор экшен-сцен, утративших разумное направление – даже гномы к финалу из главных героев превратились в статистов, а «мостики», брошенные к «Властелину Колец», смотрятся наивно и даже оскорбительно. Не стоило создателям «Хоббита» так явно показывать свою жадность, это до добра не доводит.

Кадр из фильма "Голодные игры: Сойка-пересмешница"

Компанию Lionsgate можно понять – раскопав золотую жилу «Голодных игр», студия очень не хотела расставаться с героями, столь полюбившимися миллионам зрителей. Только этим можно объяснить нелепое разделение третьей книги Сьюзен Коллинз о приключениях Китнисс Эвердин на две части, ведь, справедливости ради, финал битвы за Панем писательница откровенно «слила». По-хорошему, книги не хватало и на один фильм, а разделенная «Сойка-пересмешница» и вовсе превратилась в переливание из пустого в порожнее да в бесконечные путаные блуждания героев по развалинам. Рассказать было не о чем, смотреть было не на что – авторов спасло только то, что первые две ленты франшизы сплотили внушительную армию поклонников, иначе мог случиться полнейший провал.

Кадр из фильма "Атака титанов. Фильм первый: Жестокий мир"

Основанная на культовых аниме и манга полнометражная игровая дилогия «Атака титанов» вполне могла стать живой классикой, вот только для этого действие двух картин стоило «упаковать» в одну ленту. Увы, создатели кинематографических «Титанов» посчитали, что два фильма лучше, чем один, и не просто растянули компактную историю, но и крайне неудачно перетасовали сюжетные события. В результате по отдельности две картины смотрятся нелепо, а вместе содержат меньше здравых идей и оригинальных решений, чем любой из эпизодов анимационного сериала. Реакция зрителей говорит сама за себя – второй фильм привлек ровно вдвое меньше внимания и денег, чем первый.

Кадр из фильма "Дивергент, глава 3: За стеной"

Печальный финал франшизы «Дивергент» – пример того, как вполне успешный проект можно превратить в посмешище и пятно на репутации всех причастных, отмыться от которого будет сложно еще очень долго. Невыдающаяся, но вполне достойная касса первого фильма серии подтолкнула авторов к съемкам продолжения, которое получило заметно худшие оценки, а затем создатели «Дивергента» совершили фатальную ошибку: вместо того чтобы одним ударом завершить мучения героев и зрителей, третью книгу Вероники Рот «Эллигент» было решено разделить на две части. «Дивергент 3: За стеной» оказался столь блеклым и невыразительным, что в прокате провалился, поставив крест на четвертой части. Сегодня практически никто из ведущих актеров к заключительной серии возвращаться не намерен, так что история Трис, скорее всего, окажется незавершенной.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?