Вуди Аллен сделал фильм новый во всех отношениях. Импровизация -- стихия джаза. В "Сладком и гадком" Вуди Аллен довел ее до степени мистификации, и после серии неудач к нему вернулся успех. В Москве фильм вышел эксклюзивно в кинотеатре "Ролан".
Скандал с очередной женой, став добычей хищных репортеров, заметно выбил Вуди Аллена из колеи. Но привычный ему ритм кинопроизводства не прерывался – он выпускал по фильму в год, почти не изменяя своей ироничной, меланхолической, великолепно уравновешенной манере. В каждом можно обнаружить связи с событиями вудиалленовой жизни. Но ни "Могучая Афродита", ни "Разбирая Гарри", ни "Знаменитость" успеха не имели.
Кто-кто, а Вуди Аллен умеет стилизовать кино под документ – еще в "Зелиге" он непревзойденно вписывал своего "человека с тысячью лиц" в кадры кинохроники. На новую мистификацию купились даже люди, отлично знающие предмет. Он объявил, что хочет вернуть человечеству память о легендарном джаз-гитаристе 30-х Эммете Рэе, который был гениален, но малоизвестен, так как его взлет оказался слишком коротким. И снял подобие биографической телепередачи с глубокомысленными свидетельствами историков джаза, сам представ перед камерой в качестве рассказчика, влюбленного в творчество своего кумира.
Все вышло очень правдоподобно: фанатическая любовь Аллена к джазу и его собственные импровизации на кларнете широко известны – отчего бы ему и впрямь не извлечь из небытия забытую джазовую сенсацию? Финальные титры, где нас извещают о вымышленности всех персонажей, воспринимаются как шутливая дань формальностям. Между тем это святая правда: Эммет Рэй и его драма выдуманы, а черты его характера, как и наиболее эксцентричные детали, взяты из жизнеописания Джанго Рейнхардта – действительно существовавшего гитариста 30-40-х годов. Поданные с преувеличенной серьезностью, кристаллы реальности и стеклышки вымысла сложены в витраж, столь же напоминающий биопик в духе "Амадея", сколь и документальную передачу. Реальная приязнь Джанго Рейнхардта к мусорным свалкам своего детства в фильме стала любимым хобби Эммета Рэя – в минуты вдохновения он едет стрелять помоечных крыс. Цыганские корни Джанго отозвались пожизненной клептоманией персонажа, а обыкновение хорошо надираться перед концертом воодушевило Аллена придумать смешной эпизод с картонным полумесяцем, на котором героически летает гитарист. Для полной красоты игры в сюжет вводится сам Джанго – сначала как кумир и точка отсчета для гения, потом как реальное лицо в машине, которую расплющил Рэй.
Это едва ли не первый фильм данного режиссера, где он выводит в главной роли не самого себя (или в крайнем случае свой тип героя), а нечто прямо противоположное. Рационалистичный и любвеобильный Аллен дает свой комментарий пошлому тезису насчет "жизни, отданной искусству": иррациональная и "загадочная цыганская душа" съедает себя и приходит к полному саморазрушению. Можно сколько угодно восхищаться такой жизнью, но к жизни она не приспособлена. Это всегда трагедия – нам ли, таким же загадочным, ее не понять?
VIP
Джанго Рейнхардт – прототип Эммета Рэя. Один из величайших гитаристов в истории джаза. Его игру отличала экспрессия, уходившая к цыганским корням и таборным песням его детства. Родился в 1910 году, по одним источникам – в Бельгии, по другим – в Румынии, но совершенно точно – в цыганской семье. Мать – акробатка, отец – музыкант. Детство провел на парижских свалках, где останавливались цыганские таборы. Никогда не учился и был неграмотен – не мог расписаться на контракте, автографы за него раздавали друзья. С двенадцати лет играл на банджо, с четырнадцати – выступал в парижских клубах с гитарой. К началу 30-х познал джаз, и его кумиром стал гитарист Эдди Ланг. Прославился игрой в квинтете "Хот Клуб де Франс" и записями. Знаменит непредсказуемостью – мог исчезнуть на недели, чтобы кочевать с заезжим табором. Поехав в США, проспал свой уже объявленный концерт с Дюком Эллингтоном. Нот не знал, но обладал безупречным слухом и чувством гармонии. Умер в Париже в возрасте 43 лет.
Вуди Аллен. Родился в 1935 году под фамилией Кенигсберг. Начинал как журнальный и эстрадный юморист, в середине 60-х дебютировал в кино как драматург и актер, в 1969-м поставил первый фильм "Хватай деньги и беги". Необычайно плодовит – снимает от одного до трех фильмов в год. Один из самых своеобразных мастеров авторского кино, часто делает предметом своих фильмов собственную богатую эмоциями и событиями жизнь. Его постоянный герой – нью-йоркский еврей-интеллектуал, разъедаемый комплексами и жаждой деятельности, гордыней и рефлексиями.
Шон Пенн. Родился в 1960 году. В 1981-м – дебют в роли военного курсанта в фильме "Отбой". Первый большой успех – в "Плохих ребятах" (1983), где он сыграл ирландского бандюгу. Разноплановым актером все больше интересовались режиссеры, но карьеру подкосила женитьба на Мадонне. Неудача совместного выступления в фильме "Шанхайский сюрприз", полная скандалов семейная жизнь и домыслы желтой прессы испортили взаимоотношения артиста и публики, и он объявил об уходе с экранов. Выступает как драматург и режиссер. Снимается редко, но метко: "Путь Карлито" принес ему грандиозный успех, а за работу в драме "Мертвец идет" он премирован в Берлине и номинирован на "Оскара". Роль Эммета Рэя вновь выдвинула его в число первейших актеров американского кино.