Состоялась премьера "Запретного царства" -- неожиданно удачного китайского эпоса про американского подростка, где спасают Царя Обезьян, швыряют нефритовые дротики, цитируют Будду, пьют вино, а Джет Ли мочится на Джеки Чана.
Тинейджер Джейсон не вылезает из Чайнатауна, грезит о немодном кун-фу и дружит со старым китайцем из ломбарда, снабжающим его вышедшими из употребления DVD c гонконгскими боевичками. Местные гопники используют парня в качестве груши для битья, отрабатывая приемы таэквандо. Ситуацию спасает антикварный посох из ломбарда, который переносит Джейсона в Китай его мечты, где уже 500 лет правит Нефритовый Диктатор, пока Нефритовый Император, отдав необходимые распоряжения, занимается на небе медитацией. Появление американца наводит переполох в поднебесной канцелярии: магический посох принадлежит Царю Обезьян – легендарному изобретателю кун-фу, которого сердитый Диктатор, ослушавшись доброго Императора, превратил за плохие манеры в каменную статую.
После необходимой присказки подают наконец и основное блюдо – дуэт Джета Ли и Джеки Чана, под чьим руководством тинейджер проходит боевую подготовку и возвращает посох царю кун-фу. Дуэт в некотором роде исторический. Живые легенды, еще заставшие золотые времена гонконгского кино (в большей мере Джеки Чан, который на десять лет постарше), впервые выступают вместе на большом экране. Джеки Чан, отвечающий в боевых искусствах за юмористическую составляющую, играет странствующего даоса и въезжает в кадр на осле, сидя задом наперед, носит дреды, дерется в стиле "пьяный кулак" и всю дорогу прикладывается к тыкве с вином – знатоки тут вспомнят «Пьяного мастера». Задумчивому Джету Ли, грозившемуся в свое время уйти в монастырь, когда не задалась кинокарьера, достался монах с обритым черепом и комплект реплик в жанре дзенского коана.
Странствующий забулдыга и мудрый монах засучивают рукава и берутся за воспитание тинейджера, предварительно порадовав зрителя шикарной дракой Ли и Чана, чтобы выяснить, какой из конкурирующих методов использовать в данном случае. Оказалось – оба. Подросток действительно ни на что не годен, без конца цитирует гонконгское кино и Брюса Ли, при упоминании которого монах и даос многозначительно переглянулись, явно вспомнив, как в «Выходе дракона» /Enter the Dragon/ (1973) великий актер выдал нунчаками молодому Джеки Чану по первое число. Не забывают и про романтическую линию. К походу на нефритовый дворец, где ждет свой боевой посох окаменевший Царь Обезьян, присоединяется прекрасная незнакомка с нефритовым дротиком вместо заколки – традиционная героиня китайских народных эпосов в жанре "меча и проволоки", мстящая властям за порубленных родителей.
Перед премьерой «Запретного царства» /Forbidden Kingdom, The/ (2008) предчувствия в атмосфере витали двойственные. С одной стороны, вечер сулил преподнести приятный сюрприз в виде встречи двух гонконгских монстров, которые по такому случаю просто обязаны были выдать шоу по высшему разряду. С другой, на царство позвали Роба Минкоффа, исполнительного, но совсем не выдающегося режиссера, отвечавшего перед этим за «Стюарта Литтла» /Stuart Little/ (1999) и «Короля Льва» /Lion King, The/ (1994), чье диснеевское прошлое сулило сюрпризы скорее неприятные.
Однако "Диснея" в фильме оказалось совсем ничего по сравнению с мечом, проволокой, отличным кун-фу и дуэтом классиков, которые высшего разряда может и не выдали, но выступили в своих образцовых амплуа, а Джет Ли даже помочился на своего партнера – в шутку.
Этого оказалось вполне достаточно для унятия киноманской дрожи, и более чем достаточно для семейного похода в кино.