Подростковая мелодрама с вечным вопросом: можно ли чуть-чуть солгать на первом свидании, даже если ложь касается твоего брата с синдромом Дауна?
Не надо долго всматриваться в фильм «Мой брат – супергерой», чтобы понять, что это экранизация книги, и, скорее всего, неплохой. Об этом говорят лёгкость подачи материала о большой неудобной проблеме, поэпизодная разделённость сюжета и то, что мы смотрим на события со стороны главного героя Джека, закадровый голос которого звучит в течение всего фильма. Так и есть: литературной основой для фильма Стефано Чипани стал бестселлер Джакомо Маццариола, который подробно и нежно описал жизнь своей семьи, лишь подняв уровень подлости поступков главного героя.
Джек – неплохой парень (а актёр Франческо Гэги так и просто молодец), «только малость глуповат». Ради девушки-экоактивистки Арианны (Арианна Бекерони) он убеждает друга перейти из одной школы в другую, устраивается барабанщиком с местную рок-группу, а сам репетирует дома со своим больным братом Джо, который настраивает Джека на чувство лёгкости в игре. Кстати, тётю, подарившую племяннику барабанную установку, играет единственная звезда фильма Росси де Пальма, знакомая многим по фильмам Педро Альмодовара. Дела Джека в отношении Арианны начинают складываться как надо, и вот уже на вопрос: «Есть ли у тебя брат?» – он отвечает, что был, да умер. Джо тем временем открывает канал на YouTube, куда выкладывает семейные видео – и с Джеком в частности. Старший брат, понимая, что эти ролики может увидеть Арианна, приходит в ужас, тайком удаляет их, дальше в своём обмане заходит вообще на пограничную территорию, но что будет дальше?
Вообще-то, как кажется, мы не готовы говорить о проблеме людей с синдромом Дауна по-итальянски легко, с юмором. Если уж мы начинаем вещать об этом, то с русским надрывом, со слезами горечи, поэтому подход писателя Джакомо Маццариолы и режиссёра Стефано Чипани нам может показаться чрезмерно легкомысленным. Семья, в которой инфантильные родители (похоже, выросшие во времена «детей цветов») могут отпустить нездорового сына одного в школу, пусть даже это и будет похоже на военную операцию, в России может вызвать только недоумение. Нечто похожее может касаться и того эпизода, когда Джо, отбившись от рук, лезет в спортзале под потолок, почти повторяя эпизод из «Что гложет Гилберта Грейпа?», и заканчивает свой путь на полу под аплодисменты присутствующих. А Джека, наворотившего гадостей, в конце пожурят-пожурят, да и простят: мало ли чего по молодости не выкинешь! Но, может быть, так и надо? Не во всём же искать гнетущую «достоевщину», а взять да и поместить воображаемых игрушечных динозавров в качестве единственных врагов ребёнка. В конце концов точка зла в фильме «Мой брат – супергерой!» начинается ещё в больнице, где врачи говорят родителям, что, мол, жаль, что те раньше не пришли, тогда мама могла бы успеть сделать аборт, и продолжается на улицах города, жители которого высказывают свои соболезнования. Всё равно вокруг любовь и счастье.