Проблема бесстыжей подделки Джеймса Мэнголда "Переступить черту" не столько в плагиате. Когда смотришь фильм, неважно уже, лучше "Рэй" или хуже. Проблема, что под "Радио Шансон", попсу или рок-н-ролл Америка совсем сошла с ума. А ведь она как бы главная на планете. Она теперь уверена, что высший смысл существования - художественная самодеятельность.
Пугающие совпадения сегодняшнего фильма "Переступить черту" /Walk the Line/ (2005) с прошлогодним "Рэем" /Ray/ (2004) наводят на мысль, что здоровый образ жизни кончился для Америки неизлечимым диагнозом. За "Рэя" Джейми Фокс взял один "Золотой глобус", "Переступить черту" имеет уже три штуки (за обе главные роли и как "лучший мюзикл и комедия"). Зато "Рэй" был на "Оскар" номинирован шестикратно и два все-таки выиграл, конкурент номинирован пятикратно, и еще неизвестно. "Рэй" с бюджетом в 40 млн. собрал в первый уик-энд 20, конкурент с бюджетом в 29 млн. собрал в первый уик-энд 22. Про бюджеты можно понять, что негры берут дороже. Но больше ничего не расходится практически.
У Рэя Чарльза в нищем деревенском детстве был младший брат, погибший по недосмотру. У Джонни Кэша в нищем деревенском детстве был старший брат, погибший по недосмотру. Рэй от чувства вины сам ослеп, в Джонни чувство вины вбивали всю жизнь до старости. Рэй рано женился и настрогал детей, а потом загулял и загубил жизнь возлюбленной певицы, Джонни тоже рано женился и настрогал детей, а потом загулял. Единственная разница – в фамилиях режиссеров. Снявший "Переступить черту" Джеймс Мэнголд имеет в своем багаже "Кейт и Лео" /Kate & Leopold/ (2001), стандартный дамский роман, поэтому у него никто никого не губит, хэппи-энд обеспечен. Зато в остальном, опять же, полный аналог – как в славные 50-е из ничего, с нуля мальчик Джонни безумно прославился и стал ездить с гастролями по Америке в грязных автобусах, где однажды ему подсунули наркоту. Разница – что не герыч, а всего лишь амфетамины, но подсунул сам Элвис Пресли, с которым они гастролировали командой. Джонни Кэш, конечно, не так славен в мире, как Рэй Чарльз, зато нашим слушателям "Радио Шансон" ляжет на душу стопудово. Его "Баллада Фолсомской тюрьмы" – просто ранняя версия "Владимирского централа". Наконец, торжественный финал – как и Рэй, Джонни страшно-мучительно-потно и содрогаясь всем телом борется с наркозависимостью и побеждает ее, проклятую. Всю вторую часть фильма борется, чтобы восторжествовать в семейных ценностях у золотого озера. Рэй торжествовал у бассейна.
Но проблема бесстыжей подделки Джеймса Мэнголда не столько в плагиате. Когда смотришь "Переступить черту", неважно уже, лучше "Рэй" или хуже. В конце концов, было еще "У моря" /Beyond the Sea/ (2004) Кевина Спэйси про Бобби Дарина, и тот тоже сам пел и танцевал, и сидел на колесах, и был слаб здоровьем. Проблема, что под "Радио Шансон", попсу или рок-н-ролл Америка совсем сошла с ума. А ведь она как бы главная на планете. Но она теперь уверена, что высший смысл существования – художественная самодеятельность. А ну, как эта самодеятельность доберется до компьютерных кнопок, до ядерных? Оставим в покое Джейми Фокса и Кевина Спэйси. Но вот Хоакин Феникс и Риз Уизерспун полгода брали уроки кантри-мьюзик у крупных профессионалов. И они что, правда, сами думают, что тот скрежет зубовный, который извлекает из себя Феникс с лицом приговоренного к смерти и так и не убежавшего – это кантри? Да даже в русском переводе это не кантри. Уизерспун поет лучше, она и актриса хорошая, но с ней вступает в силу второй пункт диагноза. Десять лет мелкая мещаночка "перевоспитывала" влюбленного, успев пару раз сбегать замуж, пока он ходил к ней пешком из города до деревни – буквально из Петербурга в Москву – чтобы только повидаться, и, естественно, по пути подсаживался на колеса. Она что, сыграв апофеоз мещанства, правда, думает, что перевоплотилась? Достигла вершин актерского мастерства? Да в зале хохот пошел, когда на 99-й минуте фильма после десяти лет знакомства в славные 50-е годы Джонни Кэш и Джун Картер впервые поцеловались. Он хотел ее, еще когда был жив его младший брат в нищем деревенском детстве.
Фальшь даже в том, что Феникс, конечно, личность харизматическая, но он маленького роста (173), а в Джонни Кэше было метр девяносто, и, когда он крушил спьяну все вокруг, это все-таки, наверно, несколько иначе выглядело. А уж как они все вообще пьяны в стельку с пяти банок пива "Невское"… Вся супер-подробная псевдо-биографическая лабуда отдает таким ленинским уроком "этики и психологии семейной жизни", что дальше ехать некуда.
Ну, как Америка дальше будет править миром, если в ней каждый, поющий поутру в сортире, может стать звездой, а всю Декларацию Независимости заменила одна поправка – "если б я был такой умный, как моя жена потом"?