Капитализм из года в год является одним из главных объектов режиссерского исследования. Корпоративная жадность, излишнее потребительство, общественное неравенство, сопутствующие психические заболевания — все эти животрепещущие темы возникают на экране самым необычным образом. Собрали 6 картин, которые по-своему критикуют систему.
За фасадом триллера Джон Карпентер припрятал острые социальные вопросы, обличающие темные стороны консьюмеризма. Родди Пайпер досталась роль обычного рабочего, который однажды находит солнцезащитные очки, позволяющие видеть мир без прикрас. Оказывается, реальность не столь яркая, а герой живет в мрачной черно-белой антиутопии. Мужчина понимает, что улицы заполнены рекламными щитами с устрашающими надписями «Подчиняйтесь!», «Потребляйте!», «Не давайте волю воображению!». Кроме того, 1% богатого населения — это на самом деле группа инопланетян, которые вторглись на Землю и промыли мозги человечеству с помощью СМИ. Объяснять метафорические прослойки нет надобности. Фильм, снятый в 1988 году, сегодня выглядит лишь еще более актуальным.
Режиссер Пон Джун-хо, наиболее известный по оскароносному фильму «Паразиты», за два года до триумфа снял откровенное антикапиталистическое высказывание со смесью нежной дружбы ребенка и его питомца. Ми-джа (Ан Со-хён) всю жизнь заботилась об Окче — гигантской свинье, объектом особого эксперимента. Когда компания, ответственная за создание подобных поросят, решает забрать животное для реализации антигуманистических целей, маленькая девочка отправляется на спасение лучшего друга и вынуждена противостоять огромному предприятию. Главная героиня — моральный центр внутри империалистского зла, где жестокость корпораций идет рука об руку с несправедливым отношением к животным.
В картине «Сквозь снег» Пон Джун-хо довольно прямолинейно показал классовое разделение, а в «Окче» раскритиковал корпоративную алчность. Однако его лучшим антикапиталистическим эпосом стал фильм «Паразиты». В смешении нескольких жанров режиссер знакомит зрителя с семьей из Сеула, члены которой один за другим устраиваются на работу в дом обеспеченных Паков. Интересно, что персонажам приходится примерять на себя образы высококвалифицированных людей, чтобы занять необходимые должности. Перед нами оригинальная зарисовка классовых различий в современной Южной Корее — стране, в которой с быстрым экономическим ростом наблюдается слишком большой разрыв между богатым и бедным населением. Помимо социологического исследования лента сочетает в себе визуально красивое зрелище и захватывающий сюжет. Если принять во внимание все достоинства истории, неудивительно, что «Паразиты» стал первым неанглоязычным фильмом, получившем главную статуэтку «Оскар».
Помимо социологического исследования, лента сочетает в себе визуально красивое зрелище и захватывающий сюжет. Беря во внимание все достоинства истории, неудивительно, что «Паразиты» стал первым неанглоязычным фильмом, получившем главную статуэтку «Оскар».
Черная комедия Бутса Райли показывает, как темнокожие американцы вынуждены адаптироваться к белому миру. В начале картины Кассиус (Лакит Стэнфилд) разорен и разочарован в жизни, обитает в переоборудованном гараже и пытается найти деньги для просроченной арендной платы. Отчаяние приводит героя на работу в колл-центр. Обзванивая потенциальных клиентов, Кассиус понимает, что по ту сторону трубки его никто не намерен слушать. Тогда коллега предлагает парню использовать так называемый «белый голос». И действительно, необычный метод работает: вскоре юношу ожидает успех и долгожданное повышение. Балансируя между абсурдным юмором и леденящими кровь ситуациями, сюжет демонстрирует, как дискриминируемым слоям общества приходится выживать в капиталистической реальности. Гротескный, ироничный, сюрреалистичный фильм-манифест, который одновременно протестует против расизма и критикует эксплуатацию рабочего класса.
Говоря о теме антикапитализма в кинематографе, нельзя не упомянуть британского независимого режиссера Кена Лоуча. Его последний на сегодняшний день фильм рассказывает о Тернерах, которые не могут справиться с долгами после финансового краха 2008 года. Эбби (Дэбби Ханивуд) зарабатывает на жизнь работой сиделки, Рикки (Крис Хитченс) тратит последние гроши, чтобы купить фургон и заниматься доставкой посылок. 14-часовой рабочий день, ежесекундный стресс, воспитание детей, поиск своего места — все это понемногу начинает рушить отношения членов семьи. Режиссер с особым трепетом изображает жизнь нескольких людей, которые изо всех сил пытаются вернуть прежнюю независимость. Но борьба за выживание и неизбежная бедность могут перечеркнуть все хорошее, что когда-то было.
Экранизация Мэри Харрон одноименного романа Брета Истона исследует влияние капитализма на ментальное здоровье людей. В центре сюжета Кристиан Бэйл в роли Патрика Бэйтмана — инвестиционного банкира из Нью-Йорка, по совместительству серийного убийцы. Сквозь насилие и всплеск крови постановщица показывает, как система способна превратить человека в бессердечную машину, постоянно ищущую способы улучшить свое положение и статус. Герой не терпит конкуренции и стремится обладать всем самым лучшим: квартирой, девушкой, возможностью бронировать места в первоклассных ресторанах. С помощью гиперболизированного мифа яппи и доведения культа успеха до крайности фильм предлагает взглянуть на развращенную психику финансиста, заботившегося только о собственном благополучии.