Крайне кропотливое, дотошное и на удивление эмоциональное препарирование первых месяцев правления Елизаветы II. Большое кино о большом человеке, упакованное в телевизионный формат, но не потерявшее размах и масштаб
Британия, 1947 год. Едва перешагнувшая двадцатилетие принцесса Елизавета собирается под венец. Ее избранник – принц датский и греческий Филипп – бравый военный, страстно влюбленный в свою избранницу, кажется, что эту красивую пару ждет будущее, похожее на все сказки одновременно: «Жили они долго и счастливо». Но над Елизаветой «дамокловым мечом» постоянно нависает тяжесть короны – многим давно очевидно, что не слишком сильный здоровьем король Георг VI со временем передаст корону дочери. Девушке из безмолвной принцессы, незаметной и высмеиваемой родственниками, предстоит превратиться в одного из самых почитаемых и любимых монархов на планете.
Людям, учившимся еще в советских школах, сегодня приходится тяжело. Раньше все, связанное с царизмом, считалось порочным и архаичным, а сейчас, поди ж ты, то портрет Николая на парад вынесут, то Владимира Красно Солнышко у Кремля возведут, то украсят биографию Ивана Грозного трагическим путешествием из Москвы в Петербург. Но Россия, цитируя классика, страна с непредсказуемым прошлым, а вот ненавистные отечественным патриотам англосаксы давно и весьма успешно живут под «монаршим гнетом», живут и процветают. Пишут оды своим королям и не стесняются транслировать их в мир.
Сериал «Корона», снятый британцами для американского сервиса Netflix, – это настоящее большое признание в любви правящей Англией королеве Елизавете II. Эта женщина, безусловно, давно заслуживала байопика, и вышедшее на экраны десятисерийное грандиозное шоу – лишь часть массивной работы, отмечающей вклад Елизаветы в историю, благо за свою долгую жизнь королева пережила многое, рассказать есть о чем, есть чем гордиться ее подданным.
Разумеется, в том, чтобы браться за столь неоднозначную и, главное, многогранную биографию, крайне важно имя сценариста. В таком большом деле на второй план отходят даже имена режиссеров и продюсеров – создать ткань повествования должен сценарист, и «Корона» получила лучшего из возможных, разбирающегося в теме, умеющего говорить со зрителем. Питер Морган известен скриптами к нашумевшим лентам «Королева», «Фрост против Никсона», «Проклятый Юнайтед» и «Гонка», как видите, ему удается делать такие исторические ленты, которые увлекают не меньше фантастических блокбастеров и приключенческих боевиков. «Корона» – это вершина для Морган, и, судя по первому сезону, он взобрался на нее, избежав серьезных потерь.
Зрителей, которые рассчитывали увидеть в десяти сериях весь исторический путь Елизаветы, придется разочаровать – в десяток эпизодов уложился лишь отрезок жизни королевы от свадьбы с Филиппом до коронации, фактически титульная корона здесь возникает лишь ближе к финалу, но любому зрителю понятно, что величие Елизаветы кроется не в атрибутах власти, не в слепом ей поклонении, не в традициях Британии, а в том, что это по-настоящему достойная престола женщина. В указанный период Елизавета была ограждена от больших войн, от кризисов и народных волнений, но и просто ей не было – пережить смерть отца, остановить свару родственников, пытающихся урвать кусок из казны, отстоять фамилию, наконец, – все это не шутки, это дела, которые неизбежно отражаются на всей Великобритании и далее в мире.
«Корона» – это не сериал в привычном понимании, скорее это серия фильмов, каждый из которых посвящен отдельной странице правления Елизаветы, поэтому никто не станет осуждать вас, если вы предпочтете не «проглотить» шоу залпом, как предлагает Netflix, а растянуть удовольствие на несколько дней – ведь проект заслуживает внимательного просмотра. Впечатляющие декорации дворцов и съемки в реальных архитектурных ансамблях, великолепные костюмы и подчеркивающая дух времени техника, внутренний мир Букингемского дворца и суета Дауниг-стрит – «Корона» мало чем отличается от большого кино, картинка здесь под стать полнометражным фильмам.
Впечатляюща и игра актеров. Несколько первых эпизодов на себе несут Джаред Харрис и Джон Литгоу, играющие Георга и Черчилля соответственно, но вскоре Клер Фой, взявшая на себя смелость играть Елизавету, инициативу перехватывает – за ее восхождением приятно смотреть, причем характер героини далеко не однозначен, а значит, и диапазон актерской работы требуется внушительный. Фой справляется с каждым вызовом, она оказалась достойной своей королевы.
Стоит ли воспринимать «Корону» как безусловно правдивое и точное повествование? Пожалуй, нет. В сериале встречаются неточности, кое-какие эпизоды заметно подогнаны под стандарты и требования драмы, да и отношение, особенно негативное, авторов к некоторым историческим персонажам легко читается. Но такая работа и не должна быть сухой и расчетливой. В конце концов королева – особа, отношение к которой у британцев вырабатывается годами, они просто не могут воспринимать Елизавету без проекции на свою жизнь. Главное, что получилось зрелище, достойное короны, удовольствие от просмотра получат не только любители истории и поклонники драмы. И все мы будем ждать продолжения, дальше будет еще интереснее.