Дерзкое, стремительное и весьма своеобразное прочтение классики – как и положено современному читателю и зрителю: поменьше сомнений и соплей, побольше юмора и крови. Зато не скучно!
Молодой горбун из бродячего цирка никогда не был за пределами приютившего его давным-давно манежа. Вся его жизнь – бесконечные унижения от зрителей, зуботычины артистов поудачливее да редкая возможность издалека наблюдать за трюкачкой Лорелей. Все меняет визит к циркачам загадочного молодого человека по имени Виктор Франкенштейн. Начинающий доктор скупает для своих опытов трупы животных, но в цирке он находит нечто гораздо более ценное – одаренного помощника, проявляющего способности к хирургии. Виктор похищает горбуна, дает ему новую внешность, нарекает Игорем и посвящает в свою тайну: Франкенштейн готовится к уникальному опыту по преодолению смерти. Одержимость Франкенштейна мыслью повелевать жизнью не имеет границ.
Классические монстры Голливуда многим не дают спокойно спать. То и дело то одна студия, то другая вытаскивает из пыльных кладовок хиты эпохи еще немого кино и пытается придать им современный глянец. Что-то действительно оживает, как «Мумия» Соммерса, и даже получает продолжение под одобрение зрителей, что-то вызывает зевоту, как недавний «Дракула» от Universal, но ждать, что студии остановятся, не приходится – на очереди еще немало проектов, берущих начало в поросшей быльем классике, которые вот-вот увидят свет. Так ли безнадежны недавние творения? Способны ли снова быть интересными франкенштейны, дракулы, мумии, кинг-конги, люди-невидимки и прочие чудовища из морских пучин? В какой-то степени ответы на эти вопросы должен был дать эксперимент над мертвой плотью в «Викторе Франкенштейне». И ответ дан: классические монстры могут жить. Им нужен лишь нетривиальный подход создателей.
«Виктор Франкенштейн» – не только название, говорящее о знакомом всем поклонникам кино сюжете, но и обобщение того пути, который возможен сейчас в подобном жанре. В новые фильмы со старыми образами нужно привлечь как можно больше всего самого актуального, смелого, энергичного и творчески яркого, что может выдать современное кино и ТВ. Новый фильм – это сочетание популярных актеров (не только Рэдклифа и МакЭвоя, но и Скотта, Фокса и Дэнса), режиссер, имя которого у всех на устах, постмодернистский подход к формированию сюжета, новый взгляд от лица неожиданного героя, юмор и много смелых операторских, постановочных и дизайнерских эффектов. Именно последнее выгодно отличает нового «Франкенштейна» от его недавнего предшественника с Аароном Экхартом в главной роли – там при наличии звезд в кадре и за дирижерским пультом отсутствовала именно смелость и желание стать частью истории. Сейчас же дерзостей хоть отбавляй, и это притягивает к экрану.
В первую очередь стоит поаплодировать сценаристу Максу Лэндису за удачное смещение акцента фильма с собственно привычного монстра на его создателя и, что еще более интересно, сподвижника Франкенштейна – Игоря. Пусть придумка с исправившимся горбуном выглядит слегка натянуто (как, впрочем, и судьба артистки, переквалифицировавшейся в светскую даму), но в фильме, где вырезанные глаза моргают, а гомункул с двумя парами легких оживает, глупо предъявлять претензии к способу лечения абсцессов. Зато лента получила нетривиальный угол зрения, с которого наблюдать за происходящим много интереснее, у некогда почти бессловесных героев появились мотивы, характеры, переживания и поступки. Да, двигающие Виктором силы достаточно примитивны и не очень соответствуют его собственным материалистичным взглядам на мир, но опять же глупо придираться к мелочам во вселенной условностей.
Совершенно очевидно, что авторы лишь самым краем задевают оригинал Мэри Шелли, стараясь вырваться за пределы, ею очерченные, и это хорошо удается с помощью мастеров грима и спецэффектов, с подачи художников и декораторов. «Виктор Франкенштейн» по настроению, динамике и атмосфере близок скорее не готическим хоррорам, а эффектным боевикам Гая Ричи о Шерлоке Холмсе. О том самом Холмсе, которого режиссер Пол МакГиган волею судеб вынужден «выгуливать» в современном Лондоне. Здесь же автор главного британского сериала 2010-х с упоением погружается во времена, где должны были орудовать доктор Ватсон и миссис Хадсон.
С «Шерлоком» «Франкенштейна» связывает и некоторый гомоэротический подтекст картины – снова два мужчины, чьи судьбы тесно переплетаются, преодолевают сопротивление общества, не готового к серьезным изменениям. Впрочем, это лишь внешняя грань картины, порой настолько сильно выпирающая, что в этом чувствуется насмешка, главную же мысль авторы проводят сначала незаметно, а к финалу демонстрируют во всей красе. Подлинный шедевр Франкенштейна – не монстр, который может лишь крушить. Виктор смог создать и нечто прекрасное, Игоря, молодого человека с амбициями в голове и любовью в сердце. И в этом тоже есть свое особенное предназначение «Франкенштейна». Картина показывает, что оживить интерес к героям прошлого можно. Просто нужно быть действительно талантливым и творить от души. Как Виктор, Игорь и Пол МакГиган.
С 26 ноября в кино.