Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Эффект бабочки»

Детишек на "Эффект бабочки" ни в коем случае не водить, там собачку сжигают. Но во всем остальном фильм вышел на удивление легкий, стройный, остроумный и в то же время достаточно существенный. Даже Эштона Катчера в главной роли можно стерпеть благодаря сценарию, режиссуре, а также тому, что роль играют аж трое в разных возрастах, и ценен не сам Катчер, а сходство лиц...

Добавить в закладки
Эффективность сачка

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Похожие Кадры Трейлеры Постеры
Екатерина Тарханова
Екатерина Тарханова Автор film.ru с 2000 г. 617 публикаций

Кадр из фильма

На первый взгляд это мистика, даже фантастика, причем с оттенком ужастика. Есть основания: авторы Эрик Бресс и Джонатан Грабер писали "Пункт назначения 2", фишка с потерей памяти отсылает к "Помни…", а прогулки во времени – к многочисленным "Назад в будущее". Однако, в конце концов, "Эффект бабочки" оказывается не меньше, чем экзистенциальной комедией уровня "День сурка". Только более молодежной. Заслуга уровня – в том, что Грабер и Бресс много лет торговали сценарием, чуть ли не голодали, но так и не продали. Взяли и сами сняли, спродюсировали. Бывает. Вот чувствуешь, что наткнулся на нечто, и оно может выгореть, и если не продешевишь, действительно выгорает.
Кадр из фильма

Впрочем, за счет усиленной "молодежности" шедевра, в отличие от недавнего европейского собрата "Курить/Не курить" Алена Рене, в любом случае не будет. Однако даже сгущенные краски смотрятся. В жизнь одного парня засунуто все, самое популярное: неполная семья, дурная наследственность, маньяк-педофил, жестокое обращение с животными. Фишка с потерей памяти заставляет его все время возвращаться в забытые места, чтобы сделать, как лучше, и благодаря фантастической "машине времени" (детский дневник) разборки просты и наглядны. Естественно, вместе с прошлым меняется и будущее, в него тоже пихнули, мало не покажется – тюрягу с голубыми, психушку, паралич. Но, поскольку "машина времени" в данном случае – только метафора, постоянные метаморфозы лишь усиливают интерес к самой экзистенциальной проблеме. А как же жить-то все-таки? Ответ дан быстро и весело, не оторвешься.
Кадр из фильма

Пятьдесят лет назад абсолютно аналогичный сюжет, только без фантастики, разрабатывал некто Макс Фриш. Однако в его пьесе "Биография" мужик был постарше и кончался от рака. Разборки с бывшей женой, тем не менее, те же. "А вот если бы я тогда не налил ей шампанское". "А вот если бы я ее выгнал вместе со всеми". "А вот если бы мы просто поговорили, но не переночевали". Увы, как бы ни сочинялось, мужик все равно рано или поздно доставал эту женщину и отравлял жизнь себе и ей, и предсмертная жуткая грязная совесть была у него вовсе не от нее, а потому что в принципе никогда и ни в чем не мог себе отказать. У Фриша, таким образом, выходила экзистенциальная драма с единственным решением – в тот самый памятный вечер женщина встала и сама ушла, раз и навсегда.
Кадр из фильма

"Эффект бабочки" с героем проделывает и это, только наоборот, поскольку парень не сволочь. Но фильм через полвека продвинулся несколько дальше. Говорить "А пошло все на фиг" эффективно лишь в одном случае – когда оно действительно туда пошло. Когда ты разобрался с прошлым, какое бы оно ни было, и если пришлось – расплатился. То есть лучше, конечно, не гадить вообще, тогда и платить не придется, и фильм предлагает почти совсем такой случай. Несчастный Катчер невинен. Вот когда его парализовало, уж даже я хмыкнула в голос. Но мир-то кругом очень даже винен, поэтому каждому, без исключения, без разборок не обойтись. Заранее учтя момент "не гадить", фильм позволяет Катчеру успеть разобраться с прошлым, и тут же становится именно экзистенциальной комедией. Все в детстве схвачено? Все. Значит, его просто больше нет. Ни прошлого, ни будущего – чистый лист, свобода на баррикадах, и можно петь, свистеть, разгадывать кроссворды. Живи – не хочу. Настоящим.
Кадр из фильма

Поскольку к своему детищу авторы весь процесс относились предельно трепетно, в быту и нравах не допустили практически никакой пошлости. Правильные мама, Кейли, Ленни, Томми, восхитительный сосед по общежитию, выразительный сокамерник. Наркотиков и секса – в норме. Изображение и монтаж предельно реалистичны.

Претенциозности спецэффектов – минимум. Работа проделана большая. Было бы глупо ее не оценить.

Текст: Екатерина Тарханова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?