Детишек на "Эффект бабочки" ни в коем случае не водить, там собачку сжигают. Но во всем остальном фильм вышел на удивление легкий, стройный, остроумный и в то же время достаточно существенный. Даже Эштона Катчера в главной роли можно стерпеть благодаря сценарию, режиссуре, а также тому, что роль играют аж трое в разных возрастах, и ценен не сам Катчер, а сходство лиц...
Детишек на "Эффект бабочки" ни в коем случае не водить, там собачку сжигают. Но во всем остальном фильм вышел на удивление легкий, стройный, остроумный и в то же время достаточно существенный. Даже Эштона Катчера в главной роли можно стерпеть благодаря сценарию, режиссуре, а также тому, что роль играют аж трое в разных возрастах, и ценен не сам Катчер, а сходство лиц.
На первый взгляд это мистика, даже фантастика, причем с оттенком ужастика. Есть основания: авторы Эрик Бресс и Джонатан Грабер писали "Пункт назначения 2", фишка с потерей памяти отсылает к "Помни…", а прогулки во времени – к многочисленным "Назад в будущее". Однако, в конце концов, "Эффект бабочки" оказывается не меньше, чем экзистенциальной комедией уровня "День сурка". Только более молодежной. Заслуга уровня – в том, что Грабер и Бресс много лет торговали сценарием, чуть ли не голодали, но так и не продали. Взяли и сами сняли, спродюсировали. Бывает. Вот чувствуешь, что наткнулся на нечто, и оно может выгореть, и если не продешевишь, действительно выгорает.
Впрочем, за счет усиленной "молодежности" шедевра, в отличие от недавнего европейского собрата "Курить/Не курить" Алена Рене, в любом случае не будет. Однако даже сгущенные краски смотрятся. В жизнь одного парня засунуто все, самое популярное: неполная семья, дурная наследственность, маньяк-педофил, жестокое обращение с животными. Фишка с потерей памяти заставляет его все время возвращаться в забытые места, чтобы сделать, как лучше, и благодаря фантастической "машине времени" (детский дневник) разборки просты и наглядны. Естественно, вместе с прошлым меняется и будущее, в него тоже пихнули, мало не покажется – тюрягу с голубыми, психушку, паралич. Но, поскольку "машина времени" в данном случае – только метафора, постоянные метаморфозы лишь усиливают интерес к самой экзистенциальной проблеме. А как же жить-то все-таки? Ответ дан быстро и весело, не оторвешься.
Пятьдесят лет назад абсолютно аналогичный сюжет, только без фантастики, разрабатывал некто Макс Фриш. Однако в его пьесе "Биография" мужик был постарше и кончался от рака. Разборки с бывшей женой, тем не менее, те же. "А вот если бы я тогда не налил ей шампанское". "А вот если бы я ее выгнал вместе со всеми". "А вот если бы мы просто поговорили, но не переночевали". Увы, как бы ни сочинялось, мужик все равно рано или поздно доставал эту женщину и отравлял жизнь себе и ей, и предсмертная жуткая грязная совесть была у него вовсе не от нее, а потому что в принципе никогда и ни в чем не мог себе отказать. У Фриша, таким образом, выходила экзистенциальная драма с единственным решением – в тот самый памятный вечер женщина встала и сама ушла, раз и навсегда.
"Эффект бабочки" с героем проделывает и это, только наоборот, поскольку парень не сволочь. Но фильм через полвека продвинулся несколько дальше. Говорить "А пошло все на фиг" эффективно лишь в одном случае – когда оно действительно туда пошло. Когда ты разобрался с прошлым, какое бы оно ни было, и если пришлось – расплатился. То есть лучше, конечно, не гадить вообще, тогда и платить не придется, и фильм предлагает почти совсем такой случай. Несчастный Катчер невинен. Вот когда его парализовало, уж даже я хмыкнула в голос. Но мир-то кругом очень даже винен, поэтому каждому, без исключения, без разборок не обойтись. Заранее учтя момент "не гадить", фильм позволяет Катчеру успеть разобраться с прошлым, и тут же становится именно экзистенциальной комедией. Все в детстве схвачено? Все. Значит, его просто больше нет. Ни прошлого, ни будущего – чистый лист, свобода на баррикадах, и можно петь, свистеть, разгадывать кроссворды. Живи – не хочу. Настоящим.
Поскольку к своему детищу авторы весь процесс относились предельно трепетно, в быту и нравах не допустили практически никакой пошлости. Правильные мама, Кейли, Ленни, Томми, восхитительный сосед по общежитию, выразительный сокамерник. Наркотиков и секса – в норме. Изображение и монтаж предельно реалистичны.
Претенциозности спецэффектов – минимум. Работа проделана большая. Было бы глупо ее не оценить.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.