
Фрэнк Дарабонт снял еще одну экранизацию Стивена Кинга. После предыдущих крайне успешных "Побега из Шоушенка" и "Зеленой мили" -- "Мгла" оставила многих в недоумении. На этот раз сдюжить с непростым кинговским материалом режиссеру до конца так и не удалось, но, как говорят его обреченные герои: "Мы хотя бы попытались, нам не в чем себя упрекнуть".
После урагана, пронесшегося над штатом Мэн, отец (Томас Джейн) со своим маленьким сыном отправляются в супермаркет. И тут на городок опускается противоестественный туман, в котором кишмя кишат комары-гиганты, жуки размером и видом схожие с птеродактилями и твари покрупнее, которые утаскивают во мглу всех дерзнувших сунуться за стеклянную дверь супермаркета дальше, чем на два шага. Вершина этого зверинца – увешанный щупальцами флегматичный мамонт, который даст фору по габаритам Годзилле и Кинг Конгу вместе взятым.
Западная пресса морщит нос: что за дидактическую проповедь подсунул нам Дарабонт там, где должен был быть просто полуторачасовой фильм ужасов. На самом деле режиссер и не думал снимать ужастик. Он, давно преданный Кингу, позаимствовал у него апокалипсическую ситуацию, чтобы посмотреть, как поведут себя оказавшие в западне собственного страха и безысходности люди.
Дарабонту, вообще, вспоминая "Шоушенк", лучше удаются простые человеческие истории безо всякой фантастики. Здесь же, застряв между ужасами (с дурно прорисованными щупальцами и реминисценциями из «Чужих» (1961)), триллером (с религиозной психопаткой в исполнении Марши Гей Харден в главных злодеях) и драмой (с убивающими себя от отчаянья героями), Дарабонт не угодил никому.
Чтобы вселить в сердца зрителей еще большую сумятицу, режиссер переписал финал. У Кинга повесть заканчивает тем, что джип увозит героя и его сына в туман – и думайте, что хотите. Дарабонт же недоговоренностей и аллегорий не терпит (за что схлопотал обвинение в дидактике), а потому и не мог не поставить жирную точку, вместо растворяющегося в тумане многоточия.
На этот раз сдюжить с непростым кинговским материалом режиссеру до конца так и не удалось, но, как говорят его обреченные герои: "Мы хотя бы попытались, нам не в чем себя упрекнуть".
Американская пресса о фильме
"… кино должно было быть хоррором, Дарабонт же изрядно тянет время до того, как выпустить все эти ужасные щупальца и жала. А затем снова возвращается к разговорному спектаклю. Сравнительно компактный по привычным для режиссера меркам, фильм идет слишком долго для своего жанра, пусть Дарабонт и пытается взбодрить затягивающиеся сцены, метясь по магазину с камерой в руках", – Hollywood Reporter.
"… легко просчитываемый финал, который уводит фильм от более эффектного кинговского завершения истории к концовке, заставляющей только пожать плечами", – Variety.
"Показывая призрачные фигуры мужчин и женщин, осторожно выходящих наружу, их тела, растворяющиеся во мгле, Дарабонт создает гораздо более осязаемое чувство того, что это значит – бояться по-настоящему, – чем в каком-либо из диалогов фильма. Он делает страх видимым", – New-York Times.
"История сфокусирована на том, как ведут себя люди, оказавшись в необъяснимом заточении. Ответ Кинга: плохо", – LA Times.
"Большая часть действия происходит в супермаркете или рядом с ним, так что это своего рода чудо, что "Мгла" <…> создает напряжение такой силы в таких ограниченных условиях", – LA Times.
"Касательно финала (очень отличного от кинговского), что ж, он определенно смелый. Возможно, даже больше смелый, чем драматически эффектный ", – LA Times.