Разнообразная расчлененка батальных сцен всегда волновала кино, от немых итальянских пеплумов и "Рождения нации" до "Ватерлоо" и "Перл-Харбора". Теперь дошла очередь до экзотического Сиама. Экзотика и кровь -- два главных козыря таиландских "Воинов джунглей" для иностранцев. На родине фильм посмотрел каждый десятый житель, включая младенцев и престарелых. У нас он привлечет ту публику, которую все манят отрубленные головы, в чем, кстати, ничего дурного нет.
Посмотришь про войну с вывороченными кишками, с горами трупов и оторванных конечностей – жить сразу хочется легче и веселее. Бодрит как-то, даже телесно.
Как у нас – Брестская крепость, у немцев – Кобург, а у французов – Ла-Рошель, у тайцев-сиамцев есть своя героическая деревушка Банг Рачан. Без героев вообще не было бы войн. В 1765 году, когда австрийский эрцгерцог Иосиф стал императором Священной Римской империи, а британский наместник Роберт Клайв ввел в Индии "двойное управление" (воюйте, сколько хотите, только платите деньги), в Таиланде шел год 2308 от рождения Будды. Войска Бирманской империи вторглись на суверенную территорию королевства Сиам, и, что характерно, сопротивление им оказали жители лишь одной пограничной деревушки. Массовый героизм заключался в том, что банг-рачанские воины не прекратили сопротивления, даже когда король отказал им в помощи. Единственная пушка, и та треснутая, появилась у них лишь в финале, из ружей стреляли по очереди, таким образом, в основном мы наблюдаем палочные сражения, луки-стрелы, схватки на буйволах и боевых слонах. Но два часа боев все-таки утомляют, и "Воины джунглей", скорей всего, пользуются успехом, именно потому что драматургия там традиционная, мирная.
Для эпического полотна с неисчислимой массовкой выбираются три-четыре "именных" персонажа, и у них параллельно с войной происходит личная жизнь. Умиляют здесь даже имена исполнителей – Нирут Саосудхарт, Винай Крайбутр, Сурахат Лорсуньнерм и т.п. В фильме, конечно, зовут их проще – Док, Инн, Хун-Сун и т.п., функции тоже простые, но и это умиляет. Старый раненый вождь, пришедший ему на смену благородный разбойник, храбрый воин с беременной женой и молодой боец, нашедший свою любовь, могучий алкоголик типа Портоса или Тараса Бульбы – все с ними сразу ясно, ничто не зашифровано. Доходчивость позволяет полностью погрузиться в экзотические подробности. Какие прически у тайских мужчин интересные и усы, если есть – густые. Какие у тайских женщин красивые глаза, а на старости лет они ходят с голым бюстом. Одежда тропически-минимальная, но любопытно-удобная. Что-то подоткнуто сзади и завязано на шее. Едят они там бананы, спят под крышей, но без дверей, любовью занимаются деликатно. Из лука со стрелами лучше всего попадать не в глаз, а в горло насквозь – тогда струйка крови хлещет наверняка. Когда добивают раненых, делают это скопом – каждый должен ударить.
Фильм снят режиссером Танитом Ийтнукуулем по-клиповому ритмично, а композитор Чартчай Панпрапапан прекрасно знает "нью-эйдж". И хотя "эйдж" и клипы там – тоже местные, целостность замысла проявилась. Никаких откровений нам и не сулили, но сняли "большое" гуманистическое кино. Красиво. Свободно. Гордо по-таиландски.
Особенно впечатляет все женское население соседней деревушки, повешенное бирманцами на раскидистом дереве, как гроздья винограда, и гора трупов их мужчин и детей, как с картины Верещагина. Главная героиня Е Са (беременная жена) сыграна дебютанткой Бонгкой Конгмалай. Девушке 15 лет, а выглядит не хуже Греты Гарбо. Нам бы таких дебютанток.
В общем, когда все умерли, жить и впрямь стало лучше, жить стало веселее.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.