В программе российского конкурса "Кинотавра" -- новый фильм Эльдара Рязанова "Ключ от спальни". Глядя на нехитрый водевиль с сюжетом "пришел муж домой, а там...", критики пожимают плечами. Однако публике нравится, и на питерском фестивале "Виват, кино России!" картина получила приз зрительских симпатий.
-- Вы выпускаете фильмы каждые два года. Это роскошь. Быстрее работает только Анатолий Эйрамджан. Другие жалуются, что нет денег и нет сюжетов. У вас таких проблем не возникает?
Желание снимать помогает решать проблемы. К тому же, я много читаю, наблюдаю, что творится вокруг. История с "Ключом от спальни" такова. Я никогда не слыхал о драматурге Жорже Фейдо, но однажды, во время съемок "Парижских тайн" это имя упомянули Ани Жирардо и Пьер Ришар. Я принялся за чтение и был потрясен, насколько уровень пьес Фейдо устарел. Но один сюжет показался занятным, он задевал, подавал импульсы. Я решил перенести действие в Россию, в Санкт-Петербург, потому что нелепо снимать о французских рантье начала века. От оригинала остался пьяница, который попадает в квартиру, где совершается адюльтер, название и лающий извозчик. Остальных героев я придумал. Меня несло, как Остапа. Так появился майор, которому изменяет жена, влюбленный орнитолог, поэт (Сергей Маковецкий) – какой Серебряный век без поэта! Героя я сделал фабрикантом. Можно было выбрать красавца на эту роль. Но эта комедия, мне хотелось посмешить, и я пригласил Николая Фоменко.
-- За исключением нескольких лент, вы снимали фильмы о современности. Почему вы перенесли сюжет в выбрали 1914 год? Ситуация того времени показалась аналогичной?
Я – свободный человек и не подряжался снимать современность. Я делаю, что хочется и имею на это право, прожив 60 лет в кино. Та эпоха вкусная, замечательные костюмы, архитектура, появился синематограф, Вертинский запел. Время величайших экономических достижений. Не зря в советские времена все показатели сравнивали с 1913 годом. К тому же, в драматургии того времени есть наивность, которую в наши дни не перенесешь. Это была пора, когда Ионеско еще ничего не написал. Аналогичную вещь сделал Геогий Данелия в "Не горюй!". Взял роман Клода Тилье и перенес ее не на российскую, а на грузинскую почву, потому что та история не могла произойти в России. "Ключ от спальни" – дурошлепская комедия, вроде "Тетки Чарлея". Мне показалось, что этот забытый своеобразный жанр может доставить радость и, судя по реакции зрителей, не ошибся.
-- С середины 60-х в ваши герои – в основном, люди среднего возраста. Если в картине есть герой помоложе, он, как правило, терпит фиаско. Вы не любите молодежь?
Кто сейчас говорит от имени народа или молодежи? Сейчас говорят только от своего имени. А про молодежь у меня, по большому счету, есть одно кино – "Дорогая Елена Сергеевна", и он, действительно, страшный. Зато "Ключ от спальни", а там тоже не старые персонажи – молодой, озорной, хулиганский. Глядя на этот фильм, никто не скажет, что ее снял человек 75 лет.
-- Это первая картина без социального контекста. Вы перестали его чувствовать?
Уж эта социальная заданность в мозгах наших киноведов! Слава богу, что нет! Мы всегда были зашорены, обличали, ругали. Я бичевал, сделав "Гараж". Сняв "О бедном гусаре замолвите слово", замахнулся на КГБ. Теперь захотелось посмеяться и посмешить других.
-- Каким должен быть современный герой?
Для меня герой – Юрий Деточкин, и о таком герое я делал кино всю жизнь. Честный, благородный, он должен помогать бедным, стоять на страже угнетенных.
-- Вы описали "Брата".
"Брат" мне чужд, хотя "Война" Алексея Балабанова кажется очень интересной. Но я не понимаю, когда обаятельный Сергей Бодров ходит и убивает. Не могу оправдать убийства без причины. Впрочем, сложно об этом говорить, так как мы потеряли талантливого человека. Его дебют "Сестры" был замечательным. Однако у меня другие герои.
-- На "Кинотавре" параллельно с российским идет международный фестиваль. Вы имеете возможность смотреть зарубежные ленты?
К сожалению, надо выбирать: либо "наше", либо "их". Просмотры идут одновременно, успеть невозможно. Поэтому смотрю российские фильмы. Я – президент "Ники", мне нужно знать, что делается в нашем кино.
-- У вас уже есть проект следующего фильма?
Я работаю над многосерийный телефильмом "Поговорим о странностях любви". Планируется 12 или 18 программ, шесть выйдут в сентябре. Это любовные истории Саввы Морозова, Альберта Эйнштейна, Герцена, Горького, Пастернака. Невероятно интересно!
-- Каким, по-вашему, должно быть российское кино?
Хорошим. Разным. Представлять разные жанры, разные поколения. И богатым.