Дорогостоящая, но нелепейшая и неудачная попытка сочетания новогоднего утренника с романтическим фэнтези в духе «Сумерек»
Старшеклассница Маша (Таисия Вилкова) вот уже много лет страдает от видений. Ей мерещатся странные люди и невозможные события. Одноклассники над ней смеются, но однажды под Новый год девушка узнает, что не грезит, а предсказывает будущее. Она видит сцены из жизни бессмертных инопланетных существ, которые живут на Земле с незапамятных времен и защищают планету от вторжений космических монстров. Люди знают этих существ как сказочных магов холода – Деда Мороза, Санта-Клауса и так далее. Чтобы противостоять чудовищам, волшебники ищут помощников из числа людей с магическими способностями, и Маша оказывается прирожденной чародейкой с даром предвидения. Поначалу она отнюдь не рвется принять участие в войне, но ее талант так важен для Деда Мороза (Федор Бондарчук), что тот уговаривает девушку помочь ему справиться с монстрами и с его могущественным старшим братом Карачуном (Алексей Кравченко), призывающим на Землю чудовищ.
«Мы хотим снимать фэнтези, но пока не очень умеем это делать», – самокритично признается режиссер «Деда Мороза» Александр Войтинский, постановщик клипов группы «Звери» и фильмов «Черная молния» и «Призрак». И действительно, как только начинаешь смотреть новую картину Войтинского, понимаешь, что создатели ленты не изучили досконально жанр и не разобрали его по полочкам, чтобы снять свое «городское фэнтези» и на равных соревноваться в жанре, где не так уж много конкурентов. Вместо этого они просто навалили в «Деда Мороза» все, что только могли, и кино получилось такое же несуразное, как первый опыт неумелого сумасшедшего ученого по созданию жизни из запчастей разных животных.
Чего в «Деде Морозе» только нет! Тут и явные черты маразматичного новогоднего утренника в провинциальном ТЮЗе (Алексей Кравченко играет так, будто еще не отошел от изображения бабы Яги), и отсылки к «Ночному Дозору» и «Гарри Поттеру», и любимое американскими комиксами сочетание магии с фантастикой, и романтическая история с намеком на «Сумерки», и школьные сцены, и семейные моменты, и новогодние шутки… Фильм вышел очень насыщенным, и соскучиться на сеансе трудно, но вместо переживания за персонажей вы будете хихикать над нелепостью происходящего и над тем, как бесшабашно картина накручивает ерунду на ерунду. Если вы любите собираться с друзьями, смотреть плохие картины и соревноваться, кто найдет больше ляпов и придумает самые остроумные «наезды», то Войтинский снял кино для вас. «Дед Мороз» чаще смешит, когда не пытается этого делать, чем когда искренне хохмит. Это лучше, чем смертная скука, но это все равно не комплимент.
Разбирать нелепости фильма можно бесконечно. Отметим лишь те, которые сразу бросаются в глаза. Так, возраст главной героини и упомянутые выше намеки на романтические фэнтези вроде «Сумерек» указывают, что лента ориентирована на подростков. Но такие зрители держатся подальше от историй о Деде Морозе, поскольку они для них слишком детские, а подростки обожают чувствовать себя взрослыми. Малыши же, наверно, предпочли бы более юных протагонистов, чтобы вообразить себя героическими борцами с инопланетными чудищами. Тут уж либо новогодний утренник, либо «Сумерки», сочетать нельзя! Если, конечно, вы не снимаете пародию.
А вот еще пеночка. Кто в фильме главный герой? Вроде бы Маша, но если разобраться, что она делает для победы в финале, то оказывается, что ее полезный вклад исчерпывается тремя словами: «Я тебя люблю». Ее возлюбленный, опытный молодой волшебник Никита (Никита Волков), играет в действии более значимую роль, а у Деда Мороза сюжетная роль еще существеннее, и сценарий толком не может сбалансировать эту чрезмерно сложную для семейного кино конструкцию.
А как вам то, что лента сначала объявляет, что каждый может стать волшебником, а затем начинает рассуждать про особый магический ген? Или то, что снежные маги не носят с собой ключи, которыми они заперли опасный для всей планеты меч Карачуна, а доверяют эти ключи бессмертным слугам, поодиночке скитающимся по миру и ничего не могущим противопоставить волшебнику, когда он приходит за своим оружием? Зачем такие сложности? Карачун все равно воюет с братьями – зачем усложнять сюжет, чтобы он отдельно воевал еще и с их слугами? Все равно ведь ему могут противостоять лишь родственники, а ребята вроде Маши и Никиты Карачуну на один зуб.
В общем, из всех сцен картины действительно удачными можно назвать лишь несколько сугубо комичных моментов и романтический эпизод с Машей, Никитой и волшебной совой. Кажется, картина смотрелась бы лучше, если бы сосредоточилась на романтической искре между обаятельными центральными персонажами и снежной магии, а не пыталась угодить всем зрителям сразу, от дошкольников до любителей шуток про криминал. Еще заметим, что волшебный экшен в картине не особенно впечатляющий, а спецэффекты не слишком убедительные. Хотя для «женского» полусказочного кино это не так важно, как, скажем, для «мужской» космической фантастики.
С 24 декабря в кино.