Погружение в атмосферу вековой давности добавило «Елкам» романтизма и легкости, но лишило привычного драйва и существенно ограничило диапазон юмора. Впрочем, Новый год остался Новым годом, а Рождество – Рождеством
Как отмечали Рождество сто лет назад? Да примерно так же, как и сейчас: домашние хлопоты, неловкие признания в своих чувствах, внезапно навалившиеся проблемы и столь же неожиданно появляющиеся помощники. Да и чудеса сто лет назад были ничуть не менее удивительными. В очередной елочный хоровод на этот раз затянуло начинающего летчика, собирающего подписи за сохранение традиции наряжать в Новый год елку, незадачливого хозяина семейства, продавшего родовое гнездо накануне праздника, жандарма, тайком от начальника царской полиции занимающегося фигурным катанием, медведя, ставшего целью барской охоты, двух добровольцев, ищущих внимания одной барышни, и пары ребятишек, отчаянно пытающихся помочь заболевшей маме. Рождественское чудо обязательно случится, ведь всеми героями двигают только самые светлые чувства.
Новый год и Рождество – праздники, с одной стороны, всегда ожидаемые с особой радостью, а с другой – во многом предсказуемые и однообразные. Свое расписание на праздничную ночь или даже неделю может предсказать почти каждый: суетливый хоровод вокруг стола, обязательная речь президента, куранты, фейерверки, звонки родным и близким, горки, снежки… Франшиза Тимура Бекмамбетова и Ольги Хариной «Елки» вписывается сюда идеально – вроде каждый год фильм не делает резких разворотов, но это каждый раз гарантированно весело, красочно, эффектно и по-хорошему застольно.
Хорошо, что сами создатели «Елок» поняли, что три первых фильма стали достаточно крепким основанием для чего-то иного. Иное получилось не то чтобы слишком оригинальным, но свежее дыхание (как ни странно это звучит применительно к событиям столетней давности) истории придало – действие «Елок 1914» перенеслось, как понятно из названия, в 1914 год, хотя по сути и осталось привычным «елочным» маскарадом. Поклонникам исторического кино, впрочем, на «Елках» «ловить» нечего – о времени действия здесь вспоминается лишь вскользь: война громыхает где-то на пятом плане, вместо революционно настроенных активистов жандармерия гоняет поэтов и художников, баре и чиновники отдыхают на охоте ничуть не хуже нынешних, а государь фигурирует лишь в скромном эпизоде, называющим указ об отмене елок «чепухой». С тем же успехом «Елки 1914» могли происходить в 1928, 1935 или 1956 годах, но это скорее не проблема авторов, а показатель того, что мы изменились по сравнению с населением России столетней давности не так уж сильно.
Новая картина собрана из шести новелл, из которых новогодней в полной мере можно назвать лишь одну, ту, в которой герой Александра Паля берется собрать миллион подписей в поддержку петиции против запрета елок в России (эти подписи, кстати, и стали привычным связующим звеном для историй, каким ранее были рукопожатия, лайки в соцсетях и неотправленное письмо). Остальные сегменты либо просто зимние, либо, как в случае с обязательным для франшизы конфликтом персонажей Сергея Светлакова и Ивана Урганта, и вовсе притянутые к рождественской тематике за уши. Пожалуй, это несколько остужает праздничную атмосферу, но при этом делает ленту более универсальной – в картине ни разу не появляется Дед Мороз, а значит, ее можно показывать и смотреть всю зиму!
Захочется ли ее пересматривать? Ну а почему бы и нет. В отличие от предыдущих частей, в новой картине совсем нет трагических и печальных ноток, наши предки, видимо, были людьми с куда более крепкими нервами. Традиционно для «Елок» в фильме очень мягкий юмор, рассчитанный на самую широкую возрастную и социальную аудиторию. Весьма приятно видеть скрытые отсылки к предыдущим лентам – каждой из предыдущих частей передан теплый привет. Наконец, картина вновь собрала великолепных актеров: прекрасную пару составили Артур Смолянинов и Катерина Шпица, снова вместе долгожители франшизы Александр Головин и Александр Домогаров, на редкость удачно выступил самый маленький артист Даниил Изотов, в кадре появился привычный закадровый голос – Константин Хабенский.
Единственным заметным минусом по сравнению с предыдущими картинами серии можно назвать неспешность «Елок 1914». В картине, хоть каждая новелла и следует традиционному формату, нет того яркого апогея неприятностей, которого перед финалом достигали первые три фильма. Соответственно, нет к окончанию и чувства преодоления, ощущения победы, сладкой дрожи нового. Но давайте спишем это на неспешный ритм того времени – в отсутствие мобильных телефонов, твиттеров, инстаграмов и «одноклассников» жизнь текла на совсем иных скоростях.
Предвосхищая вопросы зрителей, создатели сообщили еще год назад – продолжению «Елок» быть! В самом ближайшем будущем нас ждут еще «Елки лохматые», несколько иное кино, больше похожее на «Один дома», чем на своих прямых предков. А вот после этого стоило бы если не остановиться, то сделать серьезную паузу. Не то чтобы мы от «Елок» устали, просто хочется, чтобы вкус и удовольствие не притуплялись. Чем взрослее человек, тем меньше радостей остается у него даже в самый светлый праздник – не хотелось бы, чтобы «Елки» превратились в рутину. Может быть, на сто лет откладывать продолжение и не стоит, но задуматься о том, чтобы устроить небольшую перемену, уже можно.