«Люди Икс: Дни минувшего прошлого» переносят зрителей и персонажей в 1970-е годы – эпоху, когда Америкой и Голливудом правили антигерои
В демократическом государстве журналисты могут не только обозревать политику, но и влиять на нее. По крайней мере именно в этом пытался убедить зрителей основанный на реальных событиях политический триллер о журналистах газеты The Washington Post Карле Бернштейне (Дастин Хоффман) и Бобе Вудворде (Роберт Редфорд), которые в 1972 году превратили «Уотергейт» из незначительного события в грандиозный скандал, навсегда смешавший с грязью имя Ричарда Никсона – право, куда лучшего политика, чем о нем принято писать и говорить в Америке. Одна из самых вдохновляющих лент в истории Голливуда, «Вся президентская рать» привела тысячи молодых людей в политическую прессу.
В хоррорах главными героями зачастую оказываются преступники, потому что именно их зрители запоминают и именно ради них публика возвращается в кино, когда выходит новый фильм о Фредди или о Джейсоне. В «Изгоняющем дьявола», однако, главный герой был по правильную сторону баррикад. Усомнившийся было в своей вере и попытавшийся сменить профессию католический священник отец Каррас (Джейсон Миллер) все же выполнил до конца свой христианский долг и ценой жизни спас маленькую девочку от вселившегося в нее демона. Традиционно «Изгоняющий дьявола» числится по ведомству «самых страшных картин», но в 2010-х он, откровенно говоря, смотрится не столько как страшная, сколько как героическая история.
В наши дни любой нью-йоркский полицейский знает, что в его участке есть стукачи «под прикрытием», которые выдают себя за обычных копов и информируют отделы внутренних расследований о любых поползновениях на коррупцию. Эта система сложилась в начале 1970-х благодаря полицейскому Фрэнку Серпико, который, рискуя жизнью, нарушил неформальный кодекс молчания и под присягой рассказал обо всех служивших с ним «оборотнях в погонах». Вскоре после этого нью-йоркскую полицию основательно перетряхнули, а голливудцы сняли популярный фильм о Серпико, где главную роль исполнил Аль Пачино. Тем не менее «предателя» в нью-йоркской полиции даже сейчас не очень любят. Кодекс молчания – он и в Штатах кодекс молчания.
На первый взгляд, сражаться с акулой далеко не так страшно, как противостоять нью-йоркским копам, всегда готовым подставить коллегу-предателя. Но если акула огромная и злобная, рыболовное судно маленькое и хлипкое, а главный герой к охоте на рыб непривычен, то «Челюсти» оказываются куда более жутким фильмом, чем «Серпико». Конечно, не без помощи молодого, но уже обращавшего на себя внимание критиков Стивена Спилберга и незадачливой механической акулы по кличке Брюс, чьи вечные поломки заставили режиссера искать более изящные и действенные способы запугивания публики, чем примитивная демонстрация акульих зубов. Как сейчас признает Спилберг, если бы Брюс работал лучше, фильм вышел бы хуже.
Первый фильм о китайских боевых искусствах, спродюсированный крупной голливудской студией и совместно созданный гонконгскими и американскими кинематографистами, «Выход Дракона» в 1973 году едва не вошел в десятку самых кассовых лент года в США и познакомил широкую западную публику с Брюсом Ли во всей его красе. Китайский атлет сыграл в «Выходе» шаолиньского воина, который противостоит могущественной криминальной организации. К сожалению, он не смог пожать плоды своего успеха, так как погиб за неделю до премьеры. Кстати, среди снимавшихся в фильме каскадеров был молодой Джеки Чан. Он не только «пал» от рук Брюса Ли, но и подменил его в одной из акробатических сцен (Ли был мастером кунг-фу, а не циркачом).
Как ясно из его прозвища, инспектор Гарри Каллахан (Клинт Иствуд) не всегда соблюдает правила полиции Сан-Франциско, и он не боится пускать в ход свой «Магнум». Однако он не коррупционер. У него душа болит за жителей его прекрасного города, и он на многое готов, чтобы избавить их от монстров вроде Скорпио – безжалостного социопата, который умеет пользоваться лазейками в законе, чтобы избежать наказания за вроде бы вполне очевидные преступления. Помимо того что «Грязный Гарри» стал родоначальником киноцикла о бравом копе, он еще и оказал колоссальное влияние на героев позднейших полицейских лент, куда чаще похожих на Каллахана, чем на копов-чистюль.
Уникальное кино, чья закадровая история столь же вдохновляющая, как и его экранный сюжет, «Рокки» вошел в историю как один из лучших голливудских спортивных фильмов и вознес на олимп Сильвестра Сталлоне, исполнителя главной роли и автора сценария (Сталлоне-сценарист был даже номинирован на «Оскар»). Во времена, когда модно было рассуждать о возвращении Депрессии, фильм Эвилдсена дарил людям надежду на лучшую жизнь. Ведь если даже такой туповатый недотепа, как Рокки Бальбоа, может взять себя в руки, как следует подготовиться и выстоять 15 раундов против чемпиона мира, то на что способны мало-мальски талантливые американцы, если перестанут себя жалеть?
Комиксы Marvel в 1970-х добирались лишь до американского телевидения (если не считать киносериала 1944 года «Капитан Америка», первый марвеловский кинофильм «Говард Утка» вышел лишь в 1986-м). А вот их конкуренты из DC Comics успели покорить Голливуд до конца десятилетия, спродюсировав картину, которая стала родоначальницей модного нынче жанра «комиксный блокбастер». Заглавного героя «Супермена» изображал Кристофер Рив, которого подготовил к изображению символа американского супергероизма британский бодибилдер Дэвид Проуз – тот самый, который сыграл в «Звездных войнах» Дарта Вейдера (хотя зрители так и не увидели его лицо и не услышали его голос).
Заметили очевидное сходство всех ранее перечисленных лент? Правильно, их героями были мужчины. Даже когда речь шла о профессиях, не требующих пудовых кулаков, режиссеры и зрители предпочитали героев сильного пола. Именно поэтому продюсеры «Чужого» сделали космонавта Рипли женщиной. Они решили, что их фантастический триллер, определявшийся как «”Челюсти” в космосе», выделится на общем фоне, если в финале инопланетного монстра уконтрапупит Сигурни Уивер. И «Чужой» действительно выделился, не только став классикой жанрового кино, но и открыв новые возможности для женщин в подобных постановках. Хотя и в 1980-х, и в 1990-х, и сейчас мужчины в жанровом кино все еще доминируют.
Фантастическая сказка Джордж Лукаса – настолько восьмидесятнический фильм по стилю и духу, что трудно поверить, что он вышел в разгар предыдущего десятилетия. Однако это не значит, что Лукас опередил время. Наоборот, он его предопределил. Простодушный оптимизм «Новой надежды» и ее потрясающее сочетание ярких персонажей и новаторских, блокбастерных спецэффектов указали Голливуду дорогу в 1980-е, в мир Индианы Джонса, Терминатора, Конана-Варвара. Если бы не Люк Скайуокер (Марк Хэмилл), Хан Соло (Харрисон Форд), принцесса Лея (Кэрри Фишер), Оби-Ван Кеноби (Алек Гиннес) и другие пламенные борцы с Империей, 1980-е могли бы не состояться. Да и 1970-е без них были бы иными, вряд ли лучшими. Что бы по этому поводу ни думали любители антигероев!