Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Обзоры

Еретики

Нынешние проблемы с католической церковью у фильма "Золотой компас" -- не единственная, не первая и не последняя подобная история в мировом кино.
Добавить в закладки

Фильм еще до выхода на экраны вызвал шквал критики со стороны религиозных кругов, прежде всего католической церкви. Собственно режиссер Крис Уайтц тут даже не виноват – просто читающие католики еще лет десять назад ненавидели трилогию Филипа Пуллмана «Темные начала». Пуллман написал детскую книжку про маленькую девочку, живущую в параллельном вымышленном мире, которая отправляется на крайний север, чтобы спасти товарищей от страшной смерти, а попадает в чудовищный заговор с целью уничтожения свободы воли. В заговоре участвует Магистериум – религиозный орден, наследники инквизиции. А кроме того, в нем замешаны ее родители, которых она до сих пор ни разу не видела. Папа – безумный амбициозный ученый-еретик, готовый уничтожить мир, если это докажет его теорию, и мама – тоже ученая, тоже циничная, тоже абсолютно безжалостная и к тому же агент Магистериума – этой милой помеси Инквизиции и гестапо.

Кадр из фильма "Золотой компас"

«Золотой компас» – экранизация первого тома трилогии, в котором все еще не совсем ужасно – жесткой критике и оскорблениям в ней подвергаются только религиозные институты, да и то не священники и церковь как таковая, а религиозная полиция и разведка. В фильме все это еще изрядно смягчено. Реакция разнообразных христианских групп, прежде всего католических, все равно была более чем жесткой. «Пуллман – атеист и пытается завлечь детей в свою веру».

Проблема в том, что Пуллман на самом деле не атеист, и это становится ясно в двух следующих книгах «Темных начал». В них есть Бог – это выживший из ума злобный старикашка, окруженный бандой ангелов-манипуляторов. И задача главных героев – маленьких детей, разумеется – убить этого Бога и уничтожить мир, в котором все предопределено.

Кадр из фильма "Золотой компас"

Компания New Line Cinema еще не определилась, выпускать ли ей еще два фильма трилогии Пуллмана. Официальная версия – продолжения снимут, если интерес публики к фильмам будет достаточно велик, а кассовые сборы – достаточно большими. Это, конечно, очень интересно. Сколько должен собрать «Золотой компас», чтобы кинобоссы согласились выпустить на консервативный и религиозный американский рынок фильм «Янтарный телескоп», в котором Бог умрет.


Довольно популярная экранизация безумно успешной книги Дэна Брауна рассказывает о грандиозном заговоре, который две тысячи лет поддерживает католическая церковь. На самом деле у Иисуса Христа была жена и дети, французские короли были их прямыми потомками – но это тщательно скрывали от паствы, да и от самих потомков тоже. И только некоторые избранные, среди которых Леонардо Да Винчи, Одри Тоту и Том Хэнкс, знают эту тайну.

Кадр из фильма "Код да Винчи"

Странно было бы даже протестовать против этого, главным образом потому, что, что это явная бессмыслица. Дэн Браун – полуграмотный тип, который создал свою теорию на основании всех возможных фактических, лингвистических, исторических и археологических ошибок. Он, например, решил, что слово Иегова – Jehova – состоит из растаманского Jah и древнееврейского Hava, то есть Ева, а следовательно у бога есть и мужское, и женское начало. Ну и так далее, в том же духе. Изиду Браун называет женой бога Амона.

Эту графоманскую чушь следовало бы просто проигнорировать, однако сначала была серия протестов против книжки, а потом уже, когда появилась экранизация, заявлений стало очень много. В конце концов, как бы популярна не была книжка, фильм делает ее еще в сто раз известней и дискуссия начинается сначала.

Кадр из фильма "Код да Винчи"

За две недели до премьеры 26 апреля 2006 официальный Ватикан призвал католиков к бойкоту «Кода да Винчи». «Те, кто хулят Христа, эксплуатируют христианскую готовность прощать и любить даже тех, кто их оскорбляет и ранит. Есть религии, в которых верующие не ограничиваются разговорами с теми, кто оскорбляет основателя религии. Они смогут донести свое мнение до хулителей очень болезненно», – заявил кардинал Фрэнсис Аринзе.

Епископы в США назвали фильм «Аморальным и извращенным». Епископы в Перу назвали книгу и фильм частью систематической продуманной атаки на католическую веру. «Это не проблема художественного вымысла. Если правду не уважают, это терроризм в белых перчатках».

Увы, единственной страной, в которой «Код да Винчи» запретили сразу, были острова Самоа.


Мел Гибсон снял, грубо говоря, экранизацию «Евангелия», историю последних дней Иисуса Христа с предательством, судом, бичеванием и распятием. Это была самая обсуждаемая история. Гибсону предрекали грандиозный провал – человек на свои деньги (довольно большие) снял религиозную драму на арамейском, древнееврейском и латинском языках с английскими субтитрами и в процессе обидел всех, кого мог. А именно: евреев, которые распяли Христа, римлян, которые не смогли этому помешать, всех христиан, кроме католиков (потому что основой сценария были не только канонические евангелия, но и католическая традиция). Главное же – чудовищная жестокость фильма, порка как средство доведения зрителей до религиозного экстаза.

Кадр из фильма "Страсти Христовы"

Самым любопытным протестом против «Страстей» было заявление новозеландской группы «Общество за пропаганду общинных стандартов». Оно выступило против новозеландского цензурного комитета, давшего фильму рейтинг «С шестнадцати лет». Христиане-фундаменталисты считали, что и детям до шестнадцати полезно будет посмотреть на страдания Христа.

И самым циничным религиозным протестом против этого фильма было заявление пресс-службы Ватикана.

Продюсер фильма Стивен МакИвити сумел передать копию фильма папе римскому Иоанну Павлу II. Тот фильм посмотрел и после этого, если верить МакИвити, сказал всего четыре слова: «Так оно и было». На самом деле Папа Римский этих слов не говорил. Он вообще ничего не сказал, посмотрел фильм в полном молчании и также молча удалился – во всяком случае, если верить его секретарям. Почему-то кажется, что католики честнее пиарщиков.


Фильм Питера Муллана выиграл в 2003 году «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. Это кино рассказывает о приютах для молодых грешниц, которые должны были тяжким трудом зарабатывать прощение за грехи – будь то внебрачный ребенок или простой флирт. В католических приютах под надзором монашек девушки занимались стиркой.

Кадр из фильма "Сестры Магдалины"

Было две волны протестов. Настоящие жертвы приютов святой Магдалины утверждали, что на самом деле с ними обращались значительно хуже, чем показано в фильме. С другой стороны, Ватикан счел этот фильм злобной провокацией, а американская Католическая лига распространила заявление, в котором утверждалось, что это часть антикатолического тренда. «Это модная штука, и это уже давно продолжается», – утверждает директор по связям с общественностью Католической лиги Луис Джовино. «Если вы снимете антикатолический фильм – это точно будет хит».

Сам Питер Муллан, режиссер ленты, утверждает, что не пытался бороться с католической церковью, его борьба – это протест против любых форм религиозного насилия и давления.


Умеренно глупая комедия о священнике, которого случайно избрали Папой римским, поскольку его имя созвучно имени главного кандидата, кардинала, которого поддерживает мафия. Новый папа оказывается честным и борется против всех грехов Ватикана – включая контрабанду оружие, скупку краденного и тому подобное. Мафия решает, что Папа Римский должен умереть.

Католическая общественность, как ей это свойственно, начала активно протестовать и протесты ее были вполне результативны: было изменено название фильма. К провокационному «Папа должен умереть» (Pope Mist Die) прибавили букву «Т», нарисовав ее в виде распятия: Pope Must Diet, то есть «Папа должен сидеть на диете».

Без комментариев.


Мартин Скорсезе хотел экранизировать роман Никоса Казантзакиса «Последнее искушение Христа» с конца 70-х. в 1983 году он уже начал готовиться к съемкам, но студия Paramount отказалась от этого проекта, испугавшись первой волны протестов верующих.

Три года спустя фильм согласилась выпустить другая студия – Universal. На довольно маленьком даже по меркам 80-х бюджете и в кратчайшие сроки фильм сняли. Шумиха началась еще задолго до премьеры. Реакция большей части публики была одинаковая: «Я пошел в кино, чтобы понять, о чем все говорят, но фильм оказался ужасно скучным».

Кадр из фильма "Последнее искушение Христа"

Причина протестов и вспышки ненависти к этому фильму сейчас уже довольно трудно понять. Сюжет «Последнего искушения» в том, что Иисуса Христа искушал сатана – предлагая мессии стать вождем вооруженного восстания, мирным плотником, удачливым любовником и счастливым мужем красавицы-жены. А Иисус от искушения все-таки отказывается и умирает на кресте. В фильме есть сцена секса Христа и Марии Магдалины, маленькая девочка-ангел, которая на самом деле – сатана, кресты для казней, которые Иисус, плотник-коллаборационист, строит для римских властей, поцелуи в губы между Христом и другими мужчинами и другие режиссерские находки.

Это было первое серьезное столкновение религиозных группировок с киноиндустрией. Многотысячные протесты на улицах, выступления религиозных лидеров следовали одно за другим. Была даже одна настоящая террористическая атака – некие религиозные фундаменталисты пронесли в кино бутылку с зажигательной смесью и метнули ее в экран. Тогда несколько человек пострадало от ожогов.

Разумеется нашлись люди, которые заявили, что появление «Последнего искушения Христа» – часть тысячелетнего еврейского заговора по очернению христианства.

Позднее, впрочем, современная религиозная мысль так или иначе приняла «Последнее искушение». Основная мысль: фильм как раз показывает баланс между человеческой природой Христа, склонной к сомнениям и искушениям, и божественной, всемогущей.

Текст: Семен Кваша
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?