Обаятельная, но неубедительная аргентинская попытка доказать, что нет ничего важнее жизни для себя любимого
Сантьяго (Гильермо Франселья) и Эухенио (Фабиан Аренильяс) – старые друзья и давние деловые партнеры. Они уже столько лет вместе, что все делают заодно: управляют магазином электроники, играют в теннис, ходят в массажный салон… Их дружба не распространяется лишь на личную жизнь. Поэтому Сантьяго никогда не был у друга дома, и он едва знаком с его женой Лаурой (Инес Эстевес). Однажды Эухенио исчезает без следа, не оставив ни записки, ни сообщения на автоответчике. Теряясь в догадках, Сантьяго и Лаура пытаются разыскать пропавшего мужчину. И хотя поначалу они едва терпят друг друга, по мере поисков они все более сближаются.
Очередная картина аргентинца Даниэля Бурмана, заметного артхаусного режиссера и лауреата множества фестивальных призов, ставит вдумчивого критика в неудобное положение. Дело в том, что фильм выстроен как детектив, и его финальный сюжетный поворот определяет не только концовку, но и жанр ленты. Поэтому предметно рассуждать о «Секрете счастья» без существенных спойлеров невозможно. Простите нас за это, если сможете.
Простили? Отлично. Тогда продолжим. Итак, жанр… «Секрет счастья» начинается как душевная комедия, затем перерастает в детектив, постепенно трансформируется в мелодраму (очень, очень вялую мелодраму)… И наконец открывает свое истинное лицо. Финальные сюжетные ходы определяют постановку как психологическую драму, оправдывающую предательство.
Да, да, именно предательство, подлое и эгоистичное. При этом герой предает не Родину (которая, что греха таить, бывает уродиной) и не любимую женщину (за годы брака жена может достать не хуже диктатуры), а прежде всего своего лучшего друга. Друга, о котором многие мужчины могут только мечтать. Надежный товарищ, достойный коллега, партнер по спорту и развлечениям… Буквально рыцарь без страха и упрека. И вот такого человека, которого не в чем укорить, герой бросает и предает – не ради спасения своей жизни, не ради полета на Марс, не ради бочек варенья и корзин печенья, а ради исполнения маленькой, пошлой, банальнейшей мечты, годами не дающей персонажу покоя. Как сказал бы по этому поводу Паниковский: «Жалкая, ничтожная личность!» Которую фильм предлагает зрителям не для осуждения, а для восхищения. Смотрите, мол, как смело герой вырвался из плена рутины и обрел то, о чем всегда мечтал! Смотрите, как он преодолел все общественные условности, чтобы урвать кусочек простого житейского счастья! Ну разве не милашка? Разве не пример для подражания?
Может, и пример, но подражать ему как-то не хочется. Вместо этого от его счастья хочется сблевать. Не важно, прощают или нет герою это предательство. Прощенная подлость не перестает быть подлостью.
Что еще есть в картине, кроме прославления предательства? Актерское обаяние, немножко юмора, немножко романтики, немножко переживаний, немножко ностальгии… Больше всего в фильме приколов по поводу армянского частного детектива на пенсии, который уже поиском людей не занимается, но соглашается консультировать тех, кто ищет родных и близких. Этот персонаж оказывается кем-то вроде мастера Йоды – он говорит загадками, странно себя ведет, но все же направляет героев на путь истинный. После того, как он чуть не разоряет их счетами из армянского ресторана, где он принимает клиентов. Как сыщик поясняет, проводить все время в ресторане – его мечта. Которую он смог осуществить, когда бросил работу и посвятил себя гастрономии.
Как видите, осуществление мечты – это вторая главная тема фильма. Или даже первая, потому что предательство в «Секрете счастья» – это путь к мечте. То есть «светлая мечта», даже если она заключается в поедании салатиков, – штука настолько важная, что ради нее можно пойти на все.
Что и говорить, нестандартная, артхаусная мысль – на фоне голливудского мейнстрима, где обычно проповедуется героизм и где даже героические преступники рискуют жизнью ради дружбы. Но когда артхаусное кино провозглашает эгоистичное самоудовлетворение высшей ценностью, то наши симпатии на стороне предсказуемого и штампованного Голливуда.