Очень компетентная и хорошо продуманная работа в жанре готического хоррора несколько подпорчена отсутствием смелых решений, но с задачами увлечь и напугать «Невеста» справляется на «очень хорошо»
Влюбленные Настя и Иван только что зарегистрировали свой брак в загсе, но сыграть настоящую свадьбу родственники новоявленного мужа предлагают в старинном доме, принадлежащем семье Ивана. Прибыв в отдаленный особняк, Настя сперва не чувствует подвоха, но постепенно ее охватывает страх – родные ее возлюбленного ведут себя странно. Девушка пытается покинуть зловещий дом, но обращается в пленницу, для которой уготован зловещий ритуал – семья Ивана хранит страшную тайну: каждые несколько лет обрученная с мужчиной из этого рода девушка должна вместить в себя душу давно умершей Невесты…
Каждый раз, начиная говорить о российских хоррорах, хочется «подстелить соломки» – мол, и жанр этот для нас совсем молодой, и зрители столь «специализированное» кино не особенно жалуют, и продюсерам на «ужастики» наплевать, им подавай дешевые, но прибыльные комедии. А ситуация между тем давно изменилась, и поблажки давать уже хватит, в России сформировались свои мастера жанра, команды единомышленников, сообщества поклонников и большая компания радеющих за каждый новый проект. Значит, и подход к новому мистическому хоррору «Невеста» Святослава Подгаевского должен быть «взрослый». Благо, кино получилось крепкое, от пары критических замечаний не рассыплется.
Но сначала давайте о хорошем. Довольно популярная на западе хоррор-готика у нас распространена крайне мало, нет в России своих «Женщин в черном», «Багровых пиков» или «Сонных лощин», другая история, эстетика, менталитет. Но при желании и таланте можно заглянуть и в этот жутковатый мир. Чего у «Невесты» не отнять, так это того, что авторы создали крепкий непротиворечивый мир, в котором происходящее объясняется понятно, отчетливо, хотя и местами достаточно банально. Подгаевский уже формировал кино из жуткого обряда, и «Невесту» можно считать достойной продолжательницей «Пиковой дамы», она как минимум продумана и выстрадана. Это, при всей простоте, крайне важно для хорошего «ужастика», многие из фильмов этого жанра «ломаются» именно на очевидной глупости и противоречивости.
В «Невесте» же есть пугающая тайна, есть охраняющие ее колоритные персонажи, есть невинные жертвы и невольные соучастники своеобразного жертвоприношения. Плюс действие ленты вынесено за скобки современности и цивилизации – в какой-то момент история превращается в универсальную «страшилку», и это делает ее еще более впечатляющей. Добротные актерские работы идут формированию общей картины на пользу – Александра Ребенок, исполняющая роль Лизы, старшей сестры Ивана, вообще сыграла, возможно, лучшую свою роль, в ее героине есть столько разных граней, что Лизой невозможно не любоваться. Каноническая чистота (хотя и неполная, но это уже спойлер) кроется за очаровательным личиком Виктории Агалковой – она исполнила роль образцово-показательной final girl с положенной по статусу наивностью, влюбленностью и жаждой жизни.
Страшен ли фильм «Невеста»? Да, вполне. Особенно если вы относитесь к числу поклонников шумных появлений чудовищ из темноты, внезапно распахивающихся окон и грязных костлявых рук, торчащих из земли и стен домов. Фильм Подгаевского не стремится к постмодернизму, не желает «засмеять» шаблоны и традиции – «Невеста» работает ровно так, как должно крепкое жанровое кино. Да, возможно, избалованному зрителю будет скучно без финального твиста, без неожиданной концовки или неочевидного поворота сюжета, но зрителю, потребляющего «лекарство от страха» гомеопатическими дозами, картина придется по вкусу.
Но не обошлось в ленте и без огрехов. В сценарии запрятаны сразу несколько логических дыр, которые при пристальном рассмотрении стройную «систему блоков и рычажков» могут разрушить, однако при просмотре мешает не это, а старание режиссера исполнить свою работу так тщательно, что это прилежание бросается в глаза. Камера часто делает невынужденные остановки, акцентируя и без того острое внимание зрителя, паузы перед появлением «страшного» порой настолько затягиваются, что «бу-момент» запаздывает за публикой, а несколько повторяющихся кадров и планов выдают некоторую несобранность за монтажным столом.
И все же «Невесту» можно только приветствовать – кино исполнено в оригинальной манере, ошибки предыдущих проектов Подгаевского учтены, актеры не отбывают номер, а включаются в игру, графика не режет глаз. Годы работы российских хоррормейкеров не прошли даром – в 2017 году это пока самая впечатляющая лента данного жанра, не стыдно и похвалить.
С 19 января в кино.