Сегодня 57 лет исполняется Дэвиду Финчеру — одному из главных современных режиссеров. С релиза «Исчезнувшей», его последнего полнометражного фильма, прошло целых 5 лет — пока мы ждем возвращения маэстро в строй, пересматриваем его старые шедевры и тешим себя эпизодами «Охотника за разумом», пытаемся понять, из чего состоит режиссерский стиль режиссера.
Открывающие титры
В последние десятилетия роль открывающих титров заметно уменьшилась — некоторые режиссеры сводят их к минимуму, показывая только карточку с названием фильма, а кто-то и вовсе экспериментирует, демонстрируя их чуть ли не в середине хронометража. Финчер, напротив, продолжает традиции старого Голливуда и добавляет напоминающие сериальные заставки титры, которые готовят зрителя к дальнейшему и задают настроение всему фильму.
Общий план/крупный план
У Дэвида Финчера есть множество визуальных приемов, которые можно проследить во всей фильмографии режиссера. Отдельно поговорим о двух противоположных приемах. Первый — использование общих планов, с помощью которых режиссер показывает масштабность, окружение героя и его изолированность.
Кроме того, маэстро любит приблизить изображение настолько, чтобы получился очень крупный план. С одной стороны, такие кадры демонстрируют мир фильма, наполненный не только крупными объектами, но и мелочами, на которые обычно не обращают внимания при создании фильма. С другой — акцентирует внимание на мелких деталях, которые еще повлияют на сюжет.
Цветовая палитра и противостояние желтого и белого
Возможно, цветовая драматургия будет не совсем верным определением того, как Финчер использует палитру в своих фильмах, но режиссер прекрасно знает, как с помощью цвета заставить зрителя нервничать.
Особое место в работе режиссера с цветовой палитрой играет противостояние желтого и белого цветов. Смерть, пустоту и одиночество Финчер показывает в холодных белых оттенках, а надежду, веру и безумие — в теплых желтых.
Перфекционизм
Перфекционизм в режиссуре — понятие размытое и непонятное. Кто-то видит идеальный дубль в искренности актеров и сырости происходящего. Другие достигают идеала после десятков дублей. Дэвид Финчер, как и, например, Стэнли Кубрик, относится ко второму типу режиссеров — он не жалеет съемочную группу и актеров, заставляя прогонять сцену раз за разом. Например, открывающий шестиминутный диалог в «Социальной сети» переснимали 98 (!) раз. Сам Финчер оправдывает свои методы хаосом на съемках и попытками собрать десятки и сотни мелких деталей воедино: «Ты пишешь акварелью что-то расположенное в трех кварталах от тебя, глядя через телескоп, сорок человек держат кисть, и ты командуешь ими с помощью рации».
Несколько эссе о творчестве Дэвида Финчера
Трибьют фильмографии маэстро